УМ БОЖИЙ

 ----картинка линии разделения----

 

Если не возмог ты объять помыслов души своей, то, как можешь домышляться о Божиих помышлениях и уме Божием? 

Святой Макарий Великий 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Пророк (Царь) Давид

Пророк (Царь) Давид

----картинка линии разделения----

Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его неизмерим (Пс.146:5).

 

----картинка линии разделения----

 

Каковы основные свойства Божьего ума?

Ум Бо́жий — одна из личностных черт, существенная принадлежность Отца и Сына и Святого Духа.

Бог обладает всесовершенным умом. Божественный разум не имеет пределов или границ (Пс.146:5). Основными свойствами Божественного ума являются: всеведение и высочайшая премудрость.

Свойство «всеведение» усматривается в том, что Бог знает всё, причём знает всё идеальным и совершеннейшим образом. Всеведение Божие проявляется в двух аспектах: в отношении Бога к Самому Себе и в отношении к созданному Им видимому и невидимому миру.

Бог знает Себя во всей глубине (1Кор.2:10), знает Себя, Свою сущность (Мф.11:27), все Свои действия (Деян.15:18).

Что касается Творения — Бог знает всё, что когда-либо происходило, происходит, произойдёт и даже то, что хотя и не произойдёт, однако могло бы произойти при других обстоятельствах (Деян.13:42).

Та сторона Божественного всеведения, которая охватывает знание будущего и условно возможного будущего, называется предвидением или предведением.

— Премудрость Божия проявляется в абсолютном знании целей Творения, Промысла и Суда, в абсолютном знании полного комплекса средств для достижения желаемых целей, в умении выбирать наиболее оптимальные, безупречные средства и использовать их идеальным образом. Можно сказать, что Божественная премудрость — это всеведение по отношению к деятельности.

В чём выражается принципиальное отличие Божьего ума от ума человеческого?

— В отличие от человеческой души, Бог — абсолютно прост. По сути Он весь есть ум, весь — воля, весь — чувство и прочее. Бог не состоит из элементов, не сложен из сил.

Человеческая душа также является простой, однако не в абсолютной степени. Ум человека рассматривается именно как одна из сил его души. Человеческий ум отличен от воли не только по усмотрению, но и фактически, и даже может вступать в разногласие с другими силами души, такими как волевая, чувствительная и раздражительная. В отличие от человеческого ума, который может вступать в разногласие с волей, Божественный ум всегда сопряжен с такими свойствами воли как всесвобода и всемогущество. Вот почему Божья мысль о реализации той или иной Божественной идеи тут же становится делом.

— Человеческий ум ограничен, а Божественный — беспределен.

И эта бесконечная разница заключается не только в обширности и объёме познаний. В отличие от человека Бог знает Себя и мир не через теоретические изыскания и не через опыт исследования. Бог знает всё, что Он знает, от вечности, разом: и в мельчайших деталях, и в целом. Даже ход последовательного, исторического развития мира, осуществляющейся в условиях времени, созерцается Богом вне времени, разом и сразу во всей полноте.

— Человеческое знание всегда субъективно и часто бывает ошибочным. А Божественное ведение — безупречно. Только в познании высшего Божественного разума знание о действительности совпадает с действительностью всецело и всесовершенно.

Источник: http://azbyka.ru/um-bozhij

 

----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел

Апостол Павел

----картинка линии разделения----

Мы имеем ум Христов

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов (1Кор.2:14-16).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святой Макарий Великий 

----картинка линии разделения----

Если не возмог ты объять помыслов души своей, то как можешь домышляться о Божиих помышлениях и Божием уме?

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

----картинка линии разделения----

Ум же очищающихся, погружаясь в свет Божий, весь обожается, и потому называется умом Божиим... Око души, ум, когда ничто не мешает его созерцанию, чисто в чистом свете видит Бога 

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Григорий Палама

Святитель Григорий Палама

Бог - Высочайший Ум

Прежде всего, наше имение и богатство — это врожденный наш ум. До тех пор пока мы держимся спасительного пути, мы имеем его сосредоточенным в отношении самого себя и в отношении Первого и Высочайшего Ума — Бога; когда же откроем двери страстям, тогда немедленно он расточается, блуждая вокруг плотских и земных вещей, вокруг многовидных услаждений и связанных с ними страстных помыслов. Его богатство — это здравый смысл, который до тех пор пребывает в нем и проводит различие между добром и злом, доколе он сам пребывает в заповедях и единении с Богом, повинуясь Высочайшему Отцу. Если же он сбросит узду, тогда он расточается на блуд и безрассудство, расточается по частям на то и другое зло.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

----картинка линии разделения----

Ум человека был умом Божиим

«Что же такое образ Божий, если не ум?» — говорит святой Иоанн Дамаскин (Точное изложение Православной веры, книга 3, гл. 18). Ум человеческий непрестанно рождает в себе и из себя мысль, или внутреннее слово, неслитен и неразделен с мыслью, не может быть без нее и составляет отдельное от нее проявление словесной силы, как бы отдельное лицо ее, так как и мысль опять составляет отдельное проявление этой же силы, другое лицо ее, будучи вместе с тем неотлучна от ума. Ум невидим и непостижим сам по себе; является и открывается в мысли своей; мысль, чтоб открыться в стране вещества, должна воплощаться, так сказать, в звуки и знаки. Третье проявление, или лицо, той же силы видим в духе нашем, который есть словесное, или умное, чувство сердца, исходящее и зависящее от ума, содействующее и сообразующееся мысли. В этом словесном чувстве положено Творцом сознание добра и зла, именуемое совестью. Управление человеком принадлежит словесной силе, которая в непорочном состоянии действовала согласно с силою воли и силою мужества или твердости. Воля стремилась к Богу; сила твердости содержала человека постоянно в его правильном стремлении; силою словесною человек пребывал в непрерывном соединении с Богом. Мысль плавала, как выразился некоторый знаменитый подвижник (прп. Серафим Саровский), в Слове Божием, во Всесвятой Истине, и Дух Божий, как Дух Слова Божия и Дух Истины, почивал на духе человеческом; ум человека был умом Божиим, как и апостол Павел сказал: Мы ум Христов имамы (1Кор.2:16). Весь человек находился в чудном согласии с самим собою; силы его не были разрознены в своем действии; разрознились они по падении нашем. По падении они начали бороться и препираться между собою. Самый дух наш соделался обличителем своего начала — ума, подвергшегося омрачению, борется с мыслями, приводит их к разноречию и сбивчивости и сам увлекается обольщенными мыслями. Молясь и сетуя о множестве недостатков наших, мы молимся об избавлении от совести лукавыя (молитва архирея во время Херувимской песни).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник

----картинка линии разделения----

Смотри, изумляйся и величай непостижимый ум Божий

«Судьбы мира». В Апокалипсисе представлена книга судеб, запечатанная семью печатями, и слышен был голос: «кто есть достоин разгнути книгу и разрешити печати ея? «Ответ был: Агнец Божий, то есть Господь Иисус Христос, распятый на кресте. Агнец открывает печать за печатью, и каждое открытие печати сопровождается новым рядом явлений (Апок.гл.5 и 6). Это образное изображение слова Господня: «дадеся Ми всяка власть». События текут по мановению Господню и, следовательно, все в видах Царства, Им основанного и хранимого. Как относятся такие или другие события к этой цели, мы разуметь не можем, разве малое нечто, да и то гадательно, но то несомненно, что все туда направлены. Нам не дано это разуметь, потому что мироправление не наше дело. Наше дело спасение тем способом, какой открыт для нас Господом Богом: сюда и должна быть обращена вся наша забота. Как видимый мир тайна, так и история событий тайна, то и другое запечатано от нас. Смотри, изумляйся и величай непостижимый ум Божий, а свои решения составлять и теории строить не лучше ли остановиться? В этом будет больше разума, чем в построении произвольных теорий.

 

 ----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru