ВОЖДЕЛЕНИЕ УМА 

 ----картинка линии разделения----

 

Когда же ум расслабеет, тогда расточается, то на вожделение нескромных тел, то на вожделение неполезных вещей, а иногда на вожделение тщетной и не славной славы. 

Святитель Григорий Палама

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

Преподобный Исаак Сирин

----картинка линии разделения----

Любовь наставляет ум к вожделению видением своим

Любовь есть плод молитвы; любовь наставляет ум к вожделению видением своим, когда кто претерпит в молитве без уныния, и молится только умом разженно и с теплотою молчаливыми помышлениями. Молитва есть умерщвление мыслей о похотениях плотского жития. Прилежно молящийся равен умерщвляющемуся для мира. Ибо отречься от себя значит терпеливо пребывать в молитве. Из сего следует, что любовь Божия обретается в отречении от души своей.

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Григорий Палама

Святитель Григорий Палама

Когда же ум расслабеет, тогда расточается на вожделение…

Прежде всего, наше имение и богатство — это врожденный наш ум. До тех пор пока мы держимся спасительного пути, мы имеем его сосредоточенным в отношении самого себя и в отношении Первого и Высочайшего Ума — Бога; когда же откроем двери страстям, тогда немедленно он расточается, блуждая вокруг плотских и земных вещей, вокруг многовидных услаждений и связанных с ними страстных помыслов. Его богатство — это здравый смысл, который до тех пор пребывает в нем и проводит различие между добром и злом, доколе он сам пребывает в заповедях и единении с Богом, повинуясь Высочайшему Отцу. Если же он сбросит узду, тогда он расточается на блуд и безрассудство, расточается по частям на то и другое зло. Это же, посмотри, относится и ко всякой нашей добродетели и силе, являющимися воистину нашим богатством, которое, если под действием многовидного зла поддается ему, — расточается. Ибо ум по своей природе простирает желание свое к единому и истинному Богу, единому благому, единому желанному, единому дающему наслаждение, не смешанное ни с какой печалью. Когда же ум расслабеет, тогда душевная сила истинной любви отклоняется от этого истинного достойного предмета стремлений и расточается на всевозможные стремления услаждения: то расточается на вожделение не необходимых яств, то на вожделение нескромных тел, то на вожделение неполезных вещей, а иногда на вожделение тщетной и не славной славы. И таким образом несчастный человек разменивается на мелочь и, связанный мыслями о подобного рода вещах, и самое солнце, и воздух — общее богатство для всех — без удовольствия вдыхает и созерцает.

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Григорий Нисский

Святитель Григорий Нисский 

----картинка линии разделения----

Вожделение телесное строит козни уму

Страстное и нечистое вожделение телесное, имеющее себе место в плотских членах, как разбойничье какое скопище, строит козни уму и, уловив его в свою волю, нередко отводит в плен, а это враждебно Богу...

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин 

----картинка линии разделения---

Откажемся от плотских вожделений, чтоб не быть нам пристыженными в Воскресение

Заглянем в могилу и увидим тайны нашего естества — кучу лежащих одна на другой костей, черепа, обнаженные от плоти... Смотря же на них, увидим в них самих себя. Где красота настоящего цвета, где доброзрачность ланиты? Размышляя о сем, откажемся от плотских вожделений, чтоб не быть нам <пристыженными> в Воскресение.

Когда увидишь женщину благоразумную, которая блистает красотою, имеет светлый взор, сияющие ланиты... и она распаляет твой помысл и усиливает в тебе вожделение, размысли, что приводящее тебя в удивление — земля, что воспламеняющее тебя — пепел, и душа твоя перестанет неистовствовать. Приникни помыслом на кожу лица ее, и тогда увидишь всю малоценность благообразия, потому что ничего не найдешь, кроме костей, жил и зловония. Представь также, что она стареет, изменяется, умирает, и весь этот цвет опал. Рассуди, чему дивишься, и устыдись, а устыдившись, принеси покаяние.

 

----картинка линии разделения----

 

Авва Исаия

Авва Исайя 

----картинка линии разделения---

Желающий … отсекает все свои плотские вожделения, дабы возвести ум в прежнее состояние

Братие! я не хочу оставить вас в неведении о том, что Бог вначале сотворил небо и землю, все видимое и невидимое, потом сотворил человека по образу Своему и по подобию, и, поставив его царем над всею тварью поместил его в раю с чувствами непорочными и сообразными с его естеством. Но после того, как человек послушался обольстителя, все чувства его превратились в противоестественное состояние, тогда и сам изринут был от своей славы. Господь же наш, движимый великою любовью, явил милость Свою роду человеческому. «Слово стало плотию» (Иоан.1:14), то есть сделалось совершенным человеком, подобным нам во всем, кроме греха, чтобы посредством святого тела Своего возвратить нас в первобытное естественное состояние. Являя человеку Свое милосердие, Бог возводит его опять в рай, сообщив такую силу желающим следовать стопам Его и повиноваться данным от него заповедям, что они бывают сильны побеждать тех, которые изринули нас из нашей славы. Он предал нам святое учение о Богопочтении и закон чистый, по коему человек мог бы возвратиться в то естественное состояние, в котором первоначально сотворен был Богом. Итак, желающий возвратиться туда, отсекает все свои плотские хотения, дабы возвести ум в прежнее состояние. Есть вожделение (желание, свойственное нашему естеству, без которого любовь к Богу невозможна. По сему Даниил назван «муж желаний» (Дан.9:23). Это вожделение враг превратил в страстные похотения, чтобы мы вожделевали всяких нечистот. Есть в уме ревность, свойственная естеству, без которой невозможно преуспеяние в деле Божием. Посему и Апостол сказал: «ревнуйте о дарах больших» (1Кор.12:31). Но и сия Божественная ревность уклонилась от своего естественного направления в такое, что мы стали восставать от ревности друг против друга, завидовать и лгать.

 

----картинка линии разделения----

 

Один брат находился в пути, с ним была мать, уже старуха. Когда они подошли к реке, мать не могла  перейти. Сын, взявши мафорий, обернув свои руки, дабы не коснуться тела матери, и таким образом подняв ее, перенес на себе на другую сторону. Мать спросила его: для чего ты обернул свои руки, сын мой? Для того, сказал он, что тело женщины — огонь. Из того, что я прикоснулся к тебе, придет же мне на мысль и другая женщина.

 

***

Однажды, когда авва Еллин был один в пустыне, ему захотелось меда. Скоро нашел он под камнем соты и сказал: «Удались от меня необузданное похотение, ибо писано: ...поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти (Гал. 5:16)» — и, оставив соты, удалился.

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com