УМНЫЙ МИР

----картинка линии разделения----

 

Как те, которые не родились телесно, не находятся в видимом мире, так и те, которые не родились духовно, не находятся в оном умном мире и не входят в оный дивный Свет, в который вводит Бог верующих в Него. 

Преподобный Симеон Новый Богослов

 

 ----картинка линии разделения----

 

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель) 

----картинка линии разделения----

Мир Мой даю вам

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин.14:26,27).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

----картинка линии разделения----

Те, которые не родились духовно, не находятся в умном мире

Теперь послушай, честный отец, что я имею намерение сказать тебе. Которые из таковых отрекаются от мiра и не имеют духовных себе отцов и старцев, те, конечно, не сделались и чьими-либо духовными чадами. Но которые не сделались чадами, те и не родились; которые не родились, те не пришли в бытие; которые не пришли в бытие (духовное), тех совсем нет в духовном мире. Как те, которые не родились телесно, не находятся в видимом мире, так и те, которые не родились духовно, не находятся в оном умном мире и не входят в оный дивный Свет, в который вводит Бог верующих в Него. Еще: как те, которые не родились телесно, совсем не существуют, так и те, которые не родились духовно, не существуют духовно. Но о, когда бы были они совсем не сущими, а не существующими. Но дело не так есть, ибо родившихся телесно, но не родившихся духовно ожидают тма, огнь и мука вечная, по определению Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, рекшего: аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия (Ин.3:3). Рождением называет здесь Господь наш благодать Святого Духа, как Сам сказал Апостолам: Иоанн крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым (Деян.1:5). Так вот что есть духовное Крещение и духовное рождение, и невозможно сему быть иначе.

Он в уме твоем покажет Умный мир, насколько сможешь воспринять ты и увидеть

Весь божественный свой образ.
Если ж сделаешь все это,   
Хорошо себя очистив,   
Доведя до совершенства   
Образ свой, то и тогда ты,   
Первообраз не увидишь,   
Не поймешь и не познаешь,   
До тех пор, пока тебе он   
Не откроется всецело   
Через Духа Всесвятого.   
Ибо Дух всему нас учит,
В несказанном свете славы   
Весь блистая и сияя;   
И по мере очищенья   
Всей души твоей от скверны   
Он в уме твоем покажет   
Умный мир, насколько сможешь
Воспринять ты и увидеть,   
И насколько то возможно   
И доступно человеку.   
Станешь ты подобен Богу,   
Подражать Ему стараясь   
Всеми добрыми делами:   
Целомудрием, бесстрашьем   
И любовью к человеку,   
В искушениях терпеньем   
И к врагам своим любовью.
В том и есть любовь к всем людям,   
Если ты врагов жалеешь,   
Как друзей, добро творишь им,   
Как родным своим собратьям,   
Если молишься за всех ты,   
Кто тебе нанес обиды,   
И любовь всегда являешь   
Всем равно: и злым и добрым,   
Если душу ежедневно   
Полагаешь за спасенье   
Одного — чтоб не погиб он,   
Если ж можно, то за многих.   
Так научишься ты, чадо,   
Подражать Творцу делами,   
Верным образом Владыки   
Станешь ты и совершенства   
Подражателем ты будешь.   
Но тогда тебе Создатель –   
Слушай, что скажу я дальше! –   
Ниспошлет Святого Духа:   
Не какую-то иную   
Он тебе подарит душу   
По сравненью с той, что ныне   
Ты имеешь, но вдохнет Он
Внутрь тебя Святого Духа,   
Исходящего от Бога.   
Этот Дух в тебя вселится,   
Обитать в тебе Он будет,   
Просветит и осияет   
Он тебя, соделав светом,   
И всецело переплавит,
Сделав тленное нетленным,   
Обновит Он, — говорю я, –   
Обветшавшее жилище –   
Дом души твоей погибшей.   
Вместе с нею Он все тело   
От истления избавит   
И тебя по благодати   
Богом сделает, подобным   
Первообразу — о чудо!   
О неведомая тайна,   
Что познать никак не смогут   
Все, кто страстью одержимы,   
Что неведома всем гордым,   
Миролюбцам, славолюбцам,   
Что всегда от всех гневливых   
И злопамятных сокрыта,   
От завистливых и пьяниц,   
Блудников и злоязычных,   
Плотолюбцев, сребролюбцев   
И обжор, и тайноядцев,
Празднословов, сквернословов   
И беспечных и ленивых,   
И от тех, кто ежечасно.   
Покаянье не приносят,   
Кто не плачут ежедневно,   
Кто являют непокорность,   
Кто всегда со всеми спорят,   
Кто живут без всяких правил,
И от тех, кто, величаясь,   
Почитают себя чем-то,   
Будучи ничем, конечно,
Кто гордятся пред другими   
Ростом, силой и здоровьем,   
Красотой лица и тела   
Или чем-либо подобным,   
И от тех, кто не имеют   
Сердца чистого, не просят
С теплотой сердечной Бога,   
Чтоб им дал Святого Духа,   
Кто не веруют, что Дух сей,   
Всем желающим дается   
В наше время, как и прежде,   
Ведь неверье отгоняет   
Пребожественного Духа.   

Сделавшись духовным и божественным, соединится он с умным миром

В пришествие Его <Господа> от лица Его исчезнут враги Его и все не исполнявшие заповедей Его, как от солнца, когда оно восходит, исчезает тьма нощная. Он вечно пребудет с праведными и праведные с Ним, сподобившись блаженства созерцать Его, по мере веры, какую возымели к Нему, а грешники во время Света покроются тьмою, во время прославления посрамлены будут, во время обрадования поражены будут скорбию и преданы мукам в нещадном жжении огнем, соответственно видам страстей их и грехов, тогда как праведники украшены будут венцами соответственно разным добродетелям своим.

Как собственные наши тела, разрешающиеся теперь на стихии и, однако же, в ничто не обращающиеся, опять возобновлены будут через воскресение, — так и небо, и земля со всем, что на ней, т. е. вся тварь имеет возобновлена быть и освобождена от работы тлению, и эти стихии вместе с нами сделаются причастными светлости, происходящей от Божественного огня. Как какой-нибудь сосуд медный, обветшавший и сделавшийся негожим, когда медник, растопив на огне, перельет его, делается опять новым, таким же образом и тварь, обветшавшая и ставшая непотребною по грехам нашим, будет Богом Творцом как бы растоплена в огне и перелита, и явится новою, несравненно светлейшею, нежели как она теперь есть.

Вся тварь после того, как обновится и сделается духовною, станет обиталищем невещественным, нетленным, неизменным и вечным. Небо станет несравненно более блестящим и светлым, чем оно теперь видится, станет совсем новым; земля восприимет новую, неизреченную красоту, одевшись в многообразные неувядаемые цветы, светлые и духовные. Солнце будет сиять в семь раз сильнее, чем теперь, и весь мир сделается совершеннейшим паче всякого слова. Сделавшись духовным и божественным, соединится он с умным миром, явится некиим мысленным раем, Иерусалимом Небесным, некрадомым наследием сынов Божиих.

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Григорий Богослов

Святитель Григорий Богослов

----картинка линии разделения----

Так сотворен Богом умный мир

Есть Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Светлости, Восхождения, умные Силы или Умы, природы чистые, беспримесные, непреклонные или неудобопреклоняемые к злу, непрестанно ликовствующие окрест первой Причины. Эти природы, как воспел бы о них иной, или от первой Причины озаряются чистейшим озарением, или по мере естества и чина иным способом приемлют иное озарение; они так вообразили и запечатлели в себе Благо, что сделались вторичными светами и посредством излияний и передаяний первого Света могут просвещать других; они — служители Божией воли, сильны как по естественной своей, так и по приобретенной ими крепости, все обходят, всем и везде с готовностью предстают, по усердию к служению и по легкости естества. Эти умы приняли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо это было все Устроившему и Распределившему, и они все ведут к одному концу, по мановению Зиждителя всяческих, песнословят Божие величие, созерцают вечную славу, и притом вечно, не для того чтобы прославился Бог (нет ничего, что можно было бы приложить к исполненному, Kоторый и для других есть податель благ) и чтобы не переставали получать благодеяния даже первые по Боге природы.

Второй свет есть Ангел — некоторая струя, или причастие первого Света, он находит свое просвещение в стремлении к первому Свету и в служении Ему; и не знаю, по чину ли своего стояния получает просвещение или по мере просвещения приемлет свой чин.

Но поскольку для благости не довольно было упражняться только в созерцании себя самой, а надлежало, чтобы благо разливалось, шло дальше и дальше, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее (ибо это свойственно высочайшей благости), то Бог измышляет, во-первых, Ангельские и Небесные Силы. И мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом. Так произошли вторые светлости, служители первой Светлости, понимать ли под ними разумных духов, или как бы невещественный и бесплотный огонь, или другое какое естество, наиболее близкое к сказанным. Хотел бы я сказать, что они не движутся на зло и имеют только движение к добру, как сущие окрест Бога и непосредственно озаряемые от Бога (ибо земное пользуется вторичным озарением), но признавать и называть их не неподвижными, а неудободвижными, убеждает меня ангел — по светлости, а за превозношение ставший и называемый тьмой, с подчиненными ему богоотступными силами, которые через свое удаление от добра стали виновниками зла и нас в него вовлекают. Так и по таким причинам сотворен Богом умный мир, насколько могу об этом любомудрствовать, малым умом взвешивая великое.

 

Явление Святой Троицы

 

Светы, вторичные после Троицы, имеющей царственную славу, суть светозарные, невидимые Ангелы. Они свободно ходят окрест великого престола, потому что суть умы быстродвижные, пламень и Божественные духи, скоро переносящиеся по воздуху. Они усердно служат высоким велениям. Они просты, духовны, проникнуты светом, не от плоти ведут начало (потому что всякая плоть едва начнет густеть, как уже и разрушается) и не входят в плоти, но пребывают, какими созданы. Желал бы я сказать, что они вовсе неодолимы злом, но удержу слишком борзо несущегося коня, стянув браздами ума. Из них одни предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир; и каждому дано особое начальство от Царя: иметь под надзором людей, города и целые народы, и даже распоряжаться словесными жертвами земнородных.   

Но на что решишься, дух мой? В трепет приходит ум, приступая к небесным красотам; стало передо мною темное облако, и недоумеваю, простирать ли вперед или остановить мне слово. Вот путник пришел к крутоберегой реке и хочет ее перейти, но вдруг поколебалась мысль; он медлит своей переправой, долго борется в сердце, стоя на берегу: то необходимостью вложена в него смелость, то страх связал решимость; не раз заносил он ногу свою в воду и не раз отступал назад, однако же, после всей борьбы нужда победила страх. Так и я, приближаясь к невидимому Божеству, с одной стороны, о тех, которые предстоят чистому Всецарю и преисполнены Светом, боюсь сказать, что и они доступны греху, дабы через это и многим не проложить пути к пороку, а с другой стороны, опасаюсь изобразить в песне моей неизменяемую доброту, так как вижу и совратившегося князя злобы. Ибо Благому несвойственно было насаждать в нас злое свойство и в тех, кого любит, возбуждать мятеж и ненависть. Нельзя также предположить, чтобы зло равномощно было добру и имело особенную природу, или впоследствии происшедшую, или безначальную, как Сам Царь. Но когда недоумевал я об этом, вложил мне Бог следующую мысль.   

Первое чистое естество Божества всегда неизменно и никогда не бывает вместо единого многим. Ибо есть ли что-нибудь совершеннее Божества, во что могло бы Оно уклониться? А множественность есть уклонение существа от себя самого. Второе место занимают великие служители высочайшего Света, столько же близкие к первообразной доброте, сколько эфир к солнцу. А на третьем следуем мы — воздух. И одно Божие естество совершенно неизменно; ангельское же естество неудобопреклонно ко греху, а мы, третий род, удобопреклонны, и чем дальше от Бога, тем ближе ко греху.

Они (Ангелы) свободно ходят окрест великого престола, потому что суть мы быстродвижные, пламень и божественные духи, скоро переносящиеся по воздуху. Они усердно служат высоким велениям. У них нет ни супружеств, ни скорбей, ни забот, ни страшного и преступного мятежа страстей. Их не разделяют друг от друга ни члены, ни обители. Все они единомысленны друг с другом, и каждый тождествен сам с собою. Одно естество, одна мысль, одна любовь окрест великого Царя Бога. Они не ищут увеселения ни в детях, ни в супругах, ни в том, чтобы для них нести сладостные труды; не вожделенно им богатство, не вожделенны и те помышления на злое, какие смертным приносит земля. Они не сеют, не плавают по морям в угождение необузданному чреву — этому исходищу греха. У всех у них одна совершеннейшая пища — насыщать ум величием Божиим и в светлой Троице почерпать безмерный свет. Одинокую жизнь проводят эти чистые служители чистого Бога. Они просты, духовны, проникнуты светом, не от плоти ведут начало (потому что всякая плоть, едва сгустеет, как уже и разрушается) и не входят в плоти, но пребывают, какими созданы. Для них в девстве готов путь богоподобия, ведущий к Богу, согласный с намерениями Бессмертного, Который премудро правит кормилом великого мира, а также и крепкодушным смертным, вместе небесным и земным, — этим священным родом бедствующих человеков — этой славою Царя.   

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru