УПОВАНИЕ НА БОГА

----картинка линии разделения----

 

Любовь рождается от бесстрастия, бесстрастие от упования на Бога

Преподобный Максим Исповедник

 

---картинка линии разделения текста---

 

  Святой Макарий Великий

Святой Макарий Великий 

---картинка линии разделения---

Должно христианину иметь упование

Когда кто имеет непрестанную надежду на Бога, — зло как бы истончавается и воденеет в нем. Великие победные награды требуют и великих трудов, и злоба таковым подвижникам наипаче всюду строит козниДолжно христианину иметь упование, радость и чаяние будущего царства и избавления.

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Святой Исаак Сирин

 Преподобный Исаак Сирин 

---картинка линии разделения---

Кто уповает на Бога, тот тверд в сердце

Упоенные и согретые надеждою не знают ни скорби, ни чего-либо мирского.

Не изнемогай в уповании на Промыслителя своего, потому что дивно Домостроительство Его в присных Ему.

Приманка для души — радость, производимая надеждою, процветаемою в сердце.

Когда человек в мысли своей лишит свою жизнь надежды, тогда нет ничего дерзостнее его.

Не испытав явственного покровительства Божия, сердце не в состоянии надеяться на Бога.

Надежда на Бога обнаруживается в злострадании за добродетели.

Человек не может приобрести надежды на Бога, если прежде, в своей мере, не исполнял воли Его.

Надежда на Бога и мужество сердца рождаются от свидетельства совести.

Когда душа упоена радостью надежды своей и веселием Божиим, тогда тело не чувствует скорбей, хотя и немощно.

Кто уповает на Бога, тот тверд в сердце, и всем людям явна досточестность его, и перед врагами его похвала его.

 

---картинка линии разделения текста---

 

  Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст 

---картинка линии разделения---

Упование поддерживает наши души

Оно <упование>, как бы какая крепкая цепь, свешенная с неба, поддерживает наши души, мало-помалу поднимая на высоту тех, которые крепко держатся за нее, и, вознося нас превыше бури житейских зол. Посему, если кто ослабевает и опустит из рук этот священный якорь, тот сейчас же упадет и погибнет в бездне порока.

Человеку благочестивому и верующему надобно так крепко полагаться на обетования Божии, чтобы, видя и противоположные им события, не смущаться и не отчаиваться в их исполнении.

 

---картинка линии разделения текста---

 

Преподобный Максим Исповедник

Преподобный Максим Исповедник 

---картинка линии разделения---

Любовь рождается от бесстрастия, бесстрастие от упования на Бога

Упование от терпения и великодушие, сии последние от воздержания во всем; воздержание от страха Божия, страх от веры в Господа. Верующий Господу боится адских мук. Страшащийся мук воздерживается от страстей. Воздерживающийся от страстей терпеливо переносит скорби. Претерпевающий скорби возымеет упование на Бога. Упование на Бога отрешает ум от всякого земного пристрастия. Отрешенный от сего ум возымеет любовь к Богу.

 

---картинка линии разделения текста---

 

Преподобный Исидор Пелусиот

Преподобный Исидор Пелусиот 

---картинка линии разделения---

Уповающий на Бога поддерживается надеждой

Упование на Бога — незыблемый столп, не только обещающий избавление от бед, но не допускающий смущаться бедами уже постигшими. Ибо кто освободился от всего человеческого и подкрепляет себя внешним упованием, тот не только приобретет самое скорое избавление от бед, но не тревожится и не смущается бедами постигшими, подкрепляя себя чаянием оного священного якоря. Посему воспользуйся упованием, и будешь выше всех горестей.

Уповающий на Бога поддерживается надеждой самой великой, славной и непоколебимой, а уповающий на человека держится надеждой непрочной, слабой, обманчивой и весьма часто разрушающейся. Посему людям благоразумным надлежит держаться первой, как священного якоря, а воздерживаться от второй.

И богатство... будь оно велико и теки отовсюду, и достоинство, будь оно царское, и умственные дарования, украшайся они даром слова, ничего не значат, если не соединены с упованием на Бога. Ибо гнило то богатство, которого не присуждает Бог, часто с корнем вырывается и отьемлется у приобретших, подобно бесплодному и дикому растению, которое делает вред близким к нему деревьям. Небезопасна и царская власть, не управляемая непобедимою Десницею. Умственные дарования, не украшенные божественною мудростию, бесполезны, как не знающие самообуздания; Господь отвращает вспять мудрыя, и советы, их обуяет (Ис. 44, 25). Посему если и здешнее не прочно для нетвердых перед Богом, а будущее еще ненадежнее, то возьмемся за священный якорь.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин 

----картинка линии разделения----

Кто возложил упование на Господа, тот спасется

Кто возложил упование на золото, тот падет, а кто возложил упование на Господа, тот спасется.

Всегда перед очами своими имей Господа, потому что спасает Он уповающих на Него.

Блажен, кто упование свое возлагает всегда на Господа своего, Которого имя не преходит, и слава не имеет конца!

Твердо уповай на единого Бога, потому что уповающие на Него блаженны и в сем, и в будущем веке.

Всем сердцем своим уповай на Господа, и удобно избежишь злодейских козней. Ибо Господь не оставит без призрения работающих Ему.

Будем надеяться на Бога, брат, будем надеяться, хотя видим, что не вдруг и нелегко получаем просимое, даже не знаем, что еще воспоследует с нами.

Есть у меня надежда: потому что покаяние сводит большие струпы и благость покрывает всякую гнусную и отвратительную скверну.

Дивлюсь, что доселе еще не исправился я, а между тем каждый день приношу покаяние, поддерживаюсь надеждой, пока не умер.

На Тебя только вся надежда наша, ибо Ты врачуешь язвы наши. Ты источил кровь Свою на струпы грешников, чтобы Тобою исцелились они.

 

---картинка линии разделения текста---

 

  Преподобный Максим Грек

Преподобный Максим Грек 

---картинка линии разделения---

В том и заключается неложное и твердое упование, чтобы выражать надежду творением добрых дел

Вместе с совершенным от себя самих отречением потребно еще нам водрузить в сердце совершенное упование на Бога и полную в Нем уверенность, потребно... полным сердцем чувствовать, что нам решительно не на кого надеяться, как на Него одного, и ни от кого другого, как от Него одного, можем мы ожидать всякого добра, всякой помощи и победы. Ибо, как от самих себя, которые есмы ничто, не ожидаем мы ничего, кроме преткновений и падений, по причине которых и отлагаем всякую на себя надежду: так, напротив, всеконечно от Бога получим мы всякую победу, как только вооружим сердце свое живым на Него упованием и полною уверенностью в получении от Него помощи...

Утвердиться в такой надежде, и ради ее помощь всякую получить помогут нам следующие помышления:

То, что ищем помощи у Бога, Который, как Всемогущий, может сделать все, что ни восхощет, следовательно, и нам может помочь.

То, что ищем ее у Бога, Который, как Всеведущий и Премудрый, знает все наисовершеннейшим образом, следовательно, вполне знает и то, что пригоднее для спасения каждого из нас.

То, что ищем такой помощи у Бога, Который, как бесконечно благий, с неизреченною любовию предстоит нам, всегда желательно готовый с часу на час и с минуты на минуту подать всякую помощь, потребную нам для одержания полной победы в духовной, действующейся в нас брани, тотчас, как только притечем в объятия Его с твердым упованием.

Четвертый способ к оживлению твердого упования на Бога и привлечению Его скорой помощи есть пересматривание в памяти всех опытов скорой от Бога помощи, изображенных в Божественном Писании. Опыты сии, столь многочисленные, наияснейше показывают нам, что никогда не был оставляем постыженным и беспомощным никто из возуповавших на Бога. Воззрите на древния роды, взывает премудрый Сирах, и видите: кто верова Господеви и постыдеся (Сир. 2:10)?

 

---картинка линии разделения текста---

 

Преподобный авва Дорофей

Преподобный авва Дорофей 

---картинка линии разделения---

Послание к брату, угнетаемому искушением

Прежде всего, брат мой, надобно сказать, что мы не знаем путей промысла Божия и потому должны предоставлять Ему устроять всё, касающееся до нас, а тем более, должно поступать так теперь. Ибо, если ты захочешь по человеческим мыслям судить о случающемся, вместо того чтобы возлагать всю печаль свою на Бога, то такие помыслы лишь утрудят тебя. Итак, когда восстанут на тебя противные помыслы и начнут утеснять тебя, ты должен взывать к Богу: "Господи! как Ты хочешь, и как Ты знаешь, устрой это дело"; ибо промысл Божий делает много сверх нашего соображения и надежды. И иногда предполагаемое нами на опыте бывает иначе, одним словом: во время искушения нужно иметь долготерпение и молиться, а не желать, как я сказал, и не полагать, что можно человеческими помыслами преодолеть помыслы бесовские. Зная сие, авва Пимен сказал, что изречение, повелевающее не заботиться о завтрашнем дне (Мф. 6:34), относится к человеку, находящемуся в искушении.

Итак, сын мой, веруя, что это истинно, оставь всякий собственный помысл, хотя бы он был и разумный, и имей надежду на Бога, которая может сделать несравненно более того, чего мы просим или о чём помышляем (Еф. 3:20). Я мог бы отвечать на всё, что ты сказал, но не хочу противоречить ни тебе, ни даже себе самому, только желаю показать тебе путь к надежде на Бога, ибо сей путь есть безопаснейший и самый твёрдый. Господь с тобою.

Имей надежду на Бога

Хорошо рассудил авва Пимен, что изречение, повелевающее не заботиться о завтрашнем дне (Мф. 6:34), сказано к человеку, находящемуся в искушении. И изречение: возверзи на Господа печаль твою (Пс. 54:23) относится сюда же. Итак, оставь, сын мой, человеческие помышления и имей надежду на Бога, которая делает гораздо более того, что мы предполагаем, и успокоит тебя надежда на Бога. Господь да поможет тебе, сын мой, молитвами святых. Мы должны сопротивляться таковым помыслам, ибо не дерзаем сказать, что проживём и завтрашний день.

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Преподобный Иоанн Кронштадский

Преподобный Иоанн Кронштадский 

---картинка линии разделения---

Где ваша надежда на Меня?

Упование в молитве состоит в том, чтобы с верою в присутствие и слышание Божие, со страхом Божиим выговаривать прошения, благодарения и славословия, а о принятии и исполнении их не сомневаться и нимало не беспокоиться, в полной уверенности, что Владыка их выслушал и принял в пренебесный и мысленный Свой жертвенник и по желанию матери нашей – Церкви (если мы молимся от лица Церкви), равно и сердца нашего, как всеблагой, премудрый и всемогущий, даст просимое и даже с избытком против того, сколько мы просим или разумеем. Но сердце, пристрастное к пище и питию, жадное до них, изнеженное ими, не имеет этого упования, равно как сердце, в коем кроется ненависть, вражда, – связанное скупостью, сребролюбием, завистью – доколе не оставит своих недугов и не исправится.

Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин.17:21). Что же нас разделяет и от Бога и между собою? Деньги, пища и питье, – этот прах, этот тлен, гной. – Отчего? Оттого, что нет живого христианского упования на Бога. Мы не знаем или забываем, что истинная жизнь человека есть любовь к Богу и ближнему. Полагая жизнь в прахе и надеясь на него, мы не воздаем Отцу Небесному подобающей славы возложением на Него всего упования, всей своей печали, как должно верным чадам Его во Христе. Аще Отец есмь Аз, то где слава Моя (Мал.1:6)? Где ваша надежда на Меня? Где ваша любовь ко Мне? Где беспристрастие к земному, тленному, и вседушевное желание небесного, духовного, вечного?

Люби без размышления: любовь проста. Любовь никогда не ошибется. Также без размышления веруй и уповай: ибо вера и упование также просты, или лучше: Бог, в Коего веруем и на Коего уповаем, есть простое Существо, так же как Он есть и простая любовь. Аминь.

 

---картинка линии разделения текста---

 

Преподобный Петр Дамаскин

Преподобный Петр Дамаскин 

---картинка линии разделения---

Должно нам всегда познавать свою немощь и благодать Божию, и не отчаиваться, если что-либо случится с нами, но и отнюдь не быть дерзновенными, думая, что мы значим что-либо, но более уповать всегда на Бога со смирением.

 

---картинка линии разделения текста---

 

Авва Исаия

Авва Исайя   

---картинка линии разделения---

Бдительно внимай себе, чтобы, представляя себя всегда перед Богом, ничего не ожидать тебе ни от кого, но во всем с верою надеяться на Него единого.

 

---картинка линии разделения текста---

 

Блаженный Диадох Фотикийский

Блаженный Диадох Фотикийский 

---картинка линии разделения---

Предел упования — преселение ума к чаемым благам.

 

---картинка линии разделения текста---

 

 Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

---картинка линии разделения---

В Боге сосредоточивается надежда всех спасающихся: надежда побеждающих грех силою Божию и надежда побежденных грехом на время по Божию попущению, по собственной немощи, неведению, неосторожности, по увлечению, не по намерению.

 

---картинка линии разделения текста---

 

 

Святитель Феофан Затворник 

---картинка линии разделения---

Предайте себя в руки Божии... и Он не оставит вас

Все упование, конечно, Господь. В Нем и успокойтесь, вопия: помилуй мя!

Приискание и своих средств, при уповании на Бога, не умаляет силы упования: ибо сие искание должно совершаться с упованием.

Слабость веры и скудость упования помилования производятся врагом нашим.

Ждите желаемого, но не предрешайте, что так и определит Господь, а предавайте сие па волю Его с полною покорностию принять от Господа, что благоугодно Ему будет послать вам.

Коль скоро упованием мало-мало отклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну и оставайся с тем, на что упование полагаешь.

Чувство упования на Бога — великое дело. Оно есть итог всех чувств наших к Богу, особенно глубокой веры в Промысл о нас Божий.

Уповайте на Господа, Он блюдет тех, которые Ему себя посвящают.

А если все упование свое возложите на Господа, то Он непременно доведет вас до конца. Сомнения в этом не допускайте даже на волос.

Внимайте себе и, Господа предзря перед собою, Ему предавайте себя. Однако же не для того, чтобы, сложивши руки, сидеть, а чтобы, ревнуя всесильною ревностию, успеха чаять от единой благодати.

Извольте... продолжать и более и более углубляться в самоосуждение. Только смотрите строго, первое — не словами только самоосудительно (а сердце самодовольно) и второе — при всем сознании своего непотребства, не теряйте упования спасения в Господе Иисусе Христе. Это последнее значительнее первого.

Надо не вешать рук и головы, и не подгибать колен, а бодро стоять... Не попал на дорогу... Мужаться надо... пропадешь... Имеем Спасителя Бога.

Надежда на Господа Спасителя

Надежда на Господа Спасителя, не уничтожая страха смерти, уничтожает убийственную его болезненность, растворяя отрезвляющее его действие на душу, преданность в волю Божию.

Надежду и веру нельзя иметь крепкими без дел и трудов, по делу спасения. Извольте приложить сии деятельные труды, и вера с надеждою тотчас начнут оживать.

Мы, христиане, не к безвестному течем. Почему, если не тяготят кого смертные грехи, несомненно веруем, что двери Царствия отверсты ему. Если же к этому присоединить и кое-какое добро и кое-какие жертвы Господа ради, то тем более сомнение не должно оставаться о блаженстве участи отходящих.

Добре творите, что питаете надежду, и упование живо. Они — луч, освещающий путь жизни и веселящий среди неизбежных теснот жизни.

Авва Петр, ученик аввы Исаии, рассказывал: «Когда я посетил авву в болезни и нашел его весьма страждущим, то он, видя мою о нем печать, сказал мне: «Что это за страдание, когда есть надежда успокоения? Но меня объемлет страх того весьма мрачного времени, если я отвержен буду от лица Божия, и никто уже не явится на помощь мне, и не будет надежды на успокоение».

***

Один весьма благочестивый брат имел бедную мать. Когда настал великий голод, он, взяв хлебы, пошел отнести их своей матери, и был к нему голос: «Ты заботишься о своей матери или Я пекусь о ней?» Брат, познавши силу голоса, пал лицом на землю, молясь: «Ты, Господи, имей о нас попечение», — и, встав, воротился в свою келью. На третий день пришла к нему мать и говорит ему: «Один монах дал мне небольшой пшеничный хлеб, возьми его и раздроби на малые части, чтобы нам питаться». Брат, услышав это, прославил Бога и, исполнившись надежды, по благодати Божией, преуспевал во всякой добродетели.

***

В Константинополе жил богатый купец по имени Феодор. Однажды его корабль потонул, и погибло все его богатство. Феодор любил одного богатого еврея и, придя к нему, стал просить дать в долг золота для торговли. Еврей сказал ему, чтобы он дал залог и тогда пусть возьмет сколько хочет. Христианину нечего было дать. Идя с евреем по улице, он увидел на вратах мозаичный образ Христа, самое дорогое, что он имел, и взял Его свидетелем своим и поручителем. Еврей сказал, что если его друг действительно верует Христу, то он даст ему золота. И дал ему тысячу златниц золота.

Феодор, купив на эти деньги нужное, отправился торговать в Александрию. На обратном пути в Константинополь его корабль утонул. Еврей, услыхав о возвращении Феодора, пришел к нему, надеясь взять свое золото с прибылью, но застал его плачущим в своем доме. Услыхав о потоплении его корабля, он утешал друга и говорил, чтобы он не скорбел, но верил поручившемуся за него Христу.

Видя скорбь купца, он дал ему еще тысячу златниц, привел к вратам, и Феодор опять взял образ Христа в свидетели. Купец отправился торговать, приобрел много богатства и, радуясь, возвращался в свой город. Но и на этот раз все богатство его погибло, ибо разбился его корабль, и он ни с чем вернулся домой.

Узнав о гибели товаров Феодора и с ними и своего золота, еврей призвал его и начал поносить Христа: «Смотри, как прельстились мы, веруя несуществующему Богу. Если бы Он был Сын Божий, на Которого ты надеешься, ты бы не потерпел уже третий раз потопления». Феодор, плача, говорил еврею: «Нет, друже, не хули истинного Бога, все это случилось из-за моих грехов. Но прошу тебя, дай мне еще в третий раз золото и веруй, что ради твоего вразумления я буду спасен и твое с прибылью возвращу тебе». Еврей в третий раз дал ему тысячу златниц, и опять образ Христа Спасителя они взяли в свидетели; при этом еврей сказал Христу: «Если Ты Сын Божий, пусть спасен будет христианин и его золото, чтобы и мне веровать, если же нет, пусть не обольщаются верующие в Тебя». Феодор взял золото, пустил его в оборот, побывав во многих далеких странах, и приобрел много богатства. Возвращаясь домой, Феодор взял четыре тысячи златниц, положил их в ковчежец с письмом, в котором было написано: «Феодор христианин — моему благодетелю Аврааму иудеянину! Вот четыре тысячи златниц золота вложил я в ковчег и надеюсь, что Христос, мой Свидетель и Поручник, вручит все это в твои руки». Запечатав ковчег, купец бросил его в море, сказав: «Господи Иисусе Христе, Ты Сам знаешь, как доставить этот ковчег моему заимодавцу».

В это время был сильный ветер. Корабли, стоявшие около берега, разбивались от напора волн, и многие жители города вышли на берег. Пришел посмотреть бушующее море и еврей, друг Феодора. И вот, когда он стоял на берегу моря, одна волна выбросила к его ногам ковчег с золотом. Взяв ковчег, Авраам принес его в свой дом и, открыв, нашел в нем письмо Феодора к нему с добавлением на еврейском языке: «Я, Иисус Христос, от Феодора христианина принес тебе золото, чтобы ты не хулил Меня. Я исполнил поручение, чтобы ты имел веру в Меня».

Когда со временем купец вернулся в полном здравии и со многим богатством, то, взяв подарки, пришел к еврею. Авраам взял подарки и, искушая его, спросил о долге. Феодор ответил, что он верит, что Христос, поручившийся за него, отдал ему золото, и оно находится в доме еврея. Еврей же сказал, что он ни от кого не получал своего золота. Тогда Феодор сказал ему, что если он не получал своего золота, то пусть подойдет к образу Христа и поклянется в этом. Но еврей убоялся и вынес письмо, положенное сверх золота. Увидев в своем письме дополнение, Феодор удивился, и они прославили Бога, а Авраам уверовал в Христа и крестился со всем своим домом.

 

----картинка линии разделения---- 

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com