УЯЗВЛЕНИЕ СОВЕСТИ

 

Душе быть доступною страстям — полезно для уязвления совести, пребывать же в страстях — нагло и бесстыдно. 

Преподобный Исаак Сирин 

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

Преподобный Исаак Сирин

----картинка линии разделения----

Душе быть доступною страстям — полезно для уязвления совести

Постоянные выговоры со стороны совести есть признак смирения. Отсутствие их в каком бы то ни было действии есть признак ожесточения сердца: это указание на то, что человек привык оправдывать себя, обвиняя вместо себя своего ближнего, или — хуже того — сам премудрый Промысл Божий. Человек не может выйти из границ смирения, если он сначала не увидит себя невиновным, обвинив вместо себя события и случаи, которые были промыслительно уготованы для него Богом.

Ибо когда, строго следуя голосу совести, увидит он себя виновным в происшедшем, тогда узнает он, что состояние его есть глубокая степень смирения. Это явно из того, что он мирен и спокоен в неожиданностях, ибо остается он невозмутимым. Вот тот покой смирения, который есть плод зрелости. Кто вошел в это состояние, у того во всяком искушении покой будет больше, чем смущение.

Душе быть доступною страстям — полезно для уязвления совести, пребывать же в страстях — нагло и бесстыдно.

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения----

Бог и устроил, чтобы обличение совести восставало на нас с промежутками времени, так как оно весьма жестоко, и обыкновенно уязвляет грешника сильнее всякого острия.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин

----картинка линии разделения----

Покаяние уязвляет совесть… чтобы пробудить усыпленную душу

Воздохнувший Давид омочал слезами ложе свое, потому что осквернен был прелюбодеянием, но омыл он слезами постелю свою, которую осквернил беззаконным союзом. Он же говорил: Утрудихся воздыханием моим (Пс.6:7), а труд воздыхания есть множество слез, труд воздыхания есть сердечная болезнь. Итак, несомненно, что и слезы умножаются от предшествующих воздыханий.

Когда сопротивник видит, что, внушая нечестивым отчаяние, препобеждается ими, тогда употребляет другой способ: улещает грешника предаваться страстям и успевать в самых гнусных делах. Но покаяние снова противится ему, уничтожая в совести обольщение, уязвляет совесть, поражает рассудок, чтобы пробудить усыпленную душу. Ибо обольщение смущает совесть, делается перед нею темным облаком и преграждает ей доступ к Богу.

Совесть имеет естественное к Нему стремление и отвергает вкравшуюся прелесть. Часто грех бесстыдно вторгается, но совесть, воспользовавшись обстоятельствами времени, берет верх. Приходит ли кто в страхе, находясь в темноте, она обличает, что это по причине греха. Ибо Писание говорит: Бегает нечестивый ни единому же гонящу (Притч.28:1); и еще: праведный... яко лев уповая, а нечестивый бегает и тени своей. И закон говорит: и вложу страх в сердце ваше ...и побегнете ни комуже гонящу... и поженет вас глас листа носимого ветром (Лев.26:17,36). Или на корабле приведен будет кто в смятение бурным волнением моря, совесть напоминает ему нечестие его; или при землетрясении приводит на мысль беззакония; или когда один кто на пути, обновляет в памяти страсти его. Наконец, если не обратится, обличает, когда впадет в немощь и в телесную болезнь, он по животолюбию дает обет Богу сокрушить в себе грех. Боясь умереть и лишиться приятностей жизни, терпит он терзание совести, и прибегает к познанию – этому посреднику Бога и человеков. Если бы настоящее не казалось ему приятным, худо понимал бы он важность покаяния. Но поелику желает жить, и боится страданий, то обращается к Богу с молением жить еще долее.

Никого не огорчать, не уязвлять ничью совесть

Отличительные черты и признаки человека, имеющего истинное смирение, суть следующие: почитать себя грешным паче хорошего перед Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело, никого не хулить, и не находить на земле человека, который был бы гнуснее, или грешнее, или нерадивее его самого, но всех всегда хвалить и прославлять, никого никогда не осуждать, не уничижать и не оклеветывать, во всякое время молчать и без приказания или крайней нужды ничего не говорить; когда же спросят, и есть намерение, или крайняя нужда заставляет говорить и отвечать, тогда говорить тихо, спокойно, редко, как бы по принуждению и со стыдом, ни в чем не выставлять себя за меру, ни с кем не спорить ни о вере, ни о другом чем, но если говорит кто хорошо, сказать ему: да, а если худо, отвечать: сам знаешь; быть в подчинении и гнушаться своею волею, как чем-то пагубным, иметь взор поникший всегда в землю, иметь  перед глазами смерть свою, никогда не празднословить, не пустословить, не лгать, не противоречить высшему; с радостью переносить обиды, уничижения и утраты, ненавидеть покой и любить труд, никого не огорчать, не уязвлять ничью совесть. Таковы признаки истинного смирения, и блажен, кто имеет их, потому что здесь еще начинает именоваться домом и храмом Божиим, и Бог вселяется в нем, и делается он наследником Небесного Царства. 

Блажен, кто не уязвил совести подобного себе раба

Блажен, кто стал прекрасным образцом для ближнего и не уязвил совести подобного себе раба делами непотребными: он будет благословляем о Господе.

 

----картинка линии разделения----

 

Блаженный Диадох Фотикийский

Блаженный Диадох Фотикийский 

----картинка линии разделения----

За это оно никогда не перестает уязвлять совесть нашу

Действо святого ведения, по свойству своему, немало скорбеть заставляет нас, когда, по некоему раздражению досадив кому-либо, соделываем его врагом себе. За это оно никогда не перестает уязвлять совесть нашу, пока посредством объяснений и извинений не успеем возвести оскорбленного в прежнее к нам благорасположение. С особенною же силою такое сокрушение проявляется, когда кто из людей мира сего прогневляется на нас, хотя бы то и неправедно. Это крайне тяготит нас и озабочивает, так как всяко мы послужили ему в соблазн и преткновение. От сего и ум наш тогда оказывается неспособным к богословствованию, потому что ведение, по существу своему, сущи всецело любовью, не попускает мысли нашей расшириться в порождении Божественных созерцаний, если наперед не восприимет опять в любовь и неправедно гневающегося на нас. В случае, если тот не хочет этого, или удалился от наших мест, надлежит нам, прияв начертание лица его в свое благорасположение с несдерживаемым излиянием души, так во глубине сердца исполнить закон любви. Ибо тем, которые желают иметь ведение о Боге, должно и лица неправо гневающихся представлять в уме с безгневным помыслом. Когда же это будет, тогда ум не только в области богословия станет непогрешительно вращаться, но и в деле любви с полным дерзновением возвысится, как бы восходя со второй степени на первую.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон Задонский 

----картинка линии разделения----

Все это ударяет и уязвляет совесть нашу и лишает ее мира и покоя

Хотящему хранить благочестие и преуспеть в этом должно от дружбы и бесед мирских удаляться. В собрании сынов века сего не иное что делается, как слова и дела, воле и святому закону Божию противные. В том собрании о том, в другом об ином переговаривают и пересуживают. Там того поносят и проклинают, здесь на другого жалуются и зубами, как оружием и мечом острым, имя его уязвляют, и когда злословием о том насытятся, на другого нападают. В том собрании пиршества, пьянства, бесчинные кличи и прочее, пьянству последующее; в другом — ссоры, свары и взаимная ругань совершаются, и так закон Божий то словом, то делом разоряется и соблазн подается. Все это ударяет и почти уязвляет совесть нашу и лишает ее мира и покоя. И уже не таким, христианин, возвратишься в дом свой, каким вышел из дома. Как входящие в аптеку, благовонными мастями наполненную, и некоторое время там медлящие выносят с собою и благовоние тех мастей, так благочестивая душа, войдя в собрание людей, по плоти и миру живущих, и умедлив, выносит несколько злонравия, как зловония, от них прилепившегося.

Чувства наши, особенно слух и видение, как двери, которыми всякое зло входит в сердце наше и, хотим ли, или не хотим, ударяет в него и влечет к тому, что или ухо слышало, или око видело. Но так как сердце человеческое ко злу склонно, то удобно обращается ко злу и прельщается и так зачинает и рождает беззаконие. Так Давид святой, выйдя из дома своего и гуляя на крове дома царского, увидел жену Уриину, и прельстился, и пал (2 Цар. 11:2-4). Потому читаем в истории церковной, что святые от сожития с нечестивыми удалялись. Многие в пустынях изволяли жить, нежели во городах и селах, дабы соблазном дел и слов беззаконных не повредиться. Потому весь свет удивляется праведному Лоту, что, между беззаконными содомлянами живя, цел сохранился (Быт. 19). Но святому мужу немалое было мучение видеть и слышать такие беззакония нечестивых людей: ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные (2 Пет. 2:8).

Мир этот есть Содом, беззаконный и нечистый, и миролюбцы суть подобны содомлянам

Если не хочешь душу свою повредить и с этими содомлянами погибнуть, христианин, избегай общения и дружбы их, как огня или как моровой язвы. И если нужду имеешь выйти из дома твоего и быть в собрании, не медли там, очи и уши береги, да не внидет зло в сердце твое и, по подобию разбойника, не разорит душевный дом твой, и в том случае молись Богу: отврати очи мои, чтобы не видеть суеты (Пс. 118:37). Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам (Мф. 18:7), — говорит Христос.

 

----картинка линии разделения----

 

Авва Исаия

Авва Исайя 

----картинка линии разделения----

  Смирение не уязвляет совести ближнего.

 

comintour.net
stroidom-shop.ru