ВЕЗДЕСУЩИЕ БОЖИЕ

 ----картинка линии разделения----

 

Вездесущие Божие есть пространственное и мысленное, т.е. везде Бог - в пространственном отношении и везде в мысленном: куда ни пойду я телесно или мысленно, везде я встречу Бога и везде мне навстречу Бог.  

Преподобный Иоанн Кронштадский  

 

 ----картинка линии разделения----

 

Пророк (Царь) Давид

Пророк (Царь) Давид

----картинка линии разделения----

"Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней" (Пс.23: 1)?

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Преподобный Симеон Новый Богослов

----картинка линии разделения----

Нужда в вездесущем  Боге

Погибшие имеют нужду в молитве о том, чтобы их взыскал и обрел вездесущий Бог, для Которого явны и ад, и пагуба; плененные, то есть порабощенные (страстям и диаволу), - чтоб их освободил Божественною благодатию своею Тот, Кто все содержит и над всем господствует, потому что такого рода порабощенник не может освободиться сам собою…

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иоанн Кронштадский

Преподобный Иоанн Кронштадский 

----картинка линии разделения----

Вездесущие Божие пространственное и мысленное

Вездесущие Божие есть пространственное и мысленное, т.е. везде Бог - в пространственном отношении и везде в мысленном: куда ни пойду я телесно или мысленно, везде я встречу Бога и везде мне навстречу Бог.

Господь и душу и тело мое привел из небытия в бытие - так Он всемогущ! Как же мне не верить в Его всемогущество! Что сочту для Него невозможным я, который сам приведен из небытия в бытие? Что у Бога на свете выше и драгоценнее меня - человека? Не я ли прежде всего - величайшее чудо всемогущества? Я, Самим Богом принятый в единение с Ним, я, умаленный малым чим от Ангелов, я, который соединясь с Ним верою и чистотою жизни, делаю сам чудеса всемогущества Божия, например: воскрешаю мертвецов, как Илия и апостолы? Если духи Ангелов и души человеческие приведены Им из небытия в бытие, то какого тела не сотворит Он одушевленного и неодушевленного? Более, если Сам Бог сделался плотию и душою человеческою, не перестав быть Богом, если это Он сделал невозможное для нас дело, то что же после этого может быть для Него невозможного? Что бесконечнее этого чуда? Так Бог наш на деле показал и показывает Свое всемогущество.

Когда мы призываем святых на молитве, то произнести от сердца их имя - значит уже приблизить их к самому своему сердцу. Проси тогда несомненно их молитв и предстательства за себя - они услышат тебя и молитву твою представят Владыке скоро, в мгновение ока, яко Вездесущему и вся Ведущему. Когда на проскомидии молитвенно призываешь Господа Иисуса Христа или Пречистую Его Матерь и святых или поминаешь живых и умерших, тогда вынимаемая частица представляет и как бы заменяет собою Господа, или Пречистую Его Матерь, или какого-либо святого, или совокупно многих святых, живых или умерших поминаемых, а мыслимое в имени представляет и заменяет собою душу призываемого или поминаемого существа. Таким образом, в малом виде в устах наших и в сердцах наших отражаются существа горнего и дольнего мира, и все это чрез веру, Духом Святым, Который есть Един Сый - везде сущий и вся исполняющий.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник

----картинка линии разделения----

Совесть... есть голос Вездесущего Бога в душе.

 

----картинка линии разделения----

 

Осипов Алексей Ильич

Осипов Алексей Ильич 

----картинка линии разделения----

О вездесущии Бога

Мы говорили на тему «Кто есть христианский Бог», но говорили только об одной стороне этого вопроса. Мы говорили, что в других религиях Бог понимается антропоморфично, как проекция человеческих качеств лишь в одну сторону бесконечности. И если языческие представления о богах при этом копировали, проецировали не только добродетели, но и грехи и страсти человека, то религии более высокого уровня наделяют Бога исключительно положительными свойствами. Возьмите ветхозаветную религию, или даже мусульманскую – мы видим в Боге только положительные свойства, хотя антропоморфизмы сохраняются – ради грубого примитивного сознания.

Как вот иногда пошутишь на лекции – а тебя понимают в прямом смысле, шутки не понимают. Так и здесь – антропоморфизмы понимали в грубом прямом смысле, и получается абсурд.

Вот мы говорим: Бог вездесущий, а вот здесь Он есть, в этой очечнице? Да, и здесь Он есть. Но ведь это еще вещь такая, ничего. А ведь можно назвать вещи и хуже! Вот и отвечайте, я не буду за вас отвечать.

Это как, например, я говорю, что в созвездии Раков живут только раки. И докажите, что это не так. Что, не можете доказать? Значит, я прав. Так?

И вот, когда мы говорим о вездеприсутствии Божием, то о чем мы говорим? Прежде всего, что Бог есть Дух, что Он не ограничен никаким пространством, никаким временем, Он вне времени и пространства.

Категории пространства и времени являются категориями нашей земной жизни, той жизни, которую отцы называют дебелой. И наша плоть дебела – т.е.подвержена всем воздействиям стихий, т.е.плоть страдательна. И страдательна и наша плоть, и наша душа. Мы уязвимы.

И весь пространственно-временной мир – это наш маленький клочок, в котором мы существуем. Бог – вне всего этого. Но не в том смысле вне, что Он здесь не присутствует, но в том смысле, что наше присутствие, существование здесь – это только некая капелька в бесконечности. Бог же – вне этих категорий.

Более того. Еще более важно, что даже человеческая плоть, тело – оказывается, может иметь духовное состояние, как это было и до грехопадения, и как это будет и по воскресении, когда наше тело сможет обладать свойствами, благодаря которым оно может проницать пространство и время. Как Христос проходил сквозь закрытые двери, тут же исчезал и появлялся, и т.д. – потому что само тело наше, становясь духовным, приобретает иные свойства.

Но речь идет не о теле человека, а о Боге. Когда мы говорим, что Бог вездесущ, то тем самым мы хотим сказать, что всё в Боге присутствует, всё в Нем существует, и без Него не может существовать. Всё существует лишь постольку, поскольку оно причастно Богу, хотя и в разной степени причастности.

Всё Ему причастно, Он пронизывает всё, Он является основой нашего существования.

Как говорит св.Григорий Палама, Бог является природой всего существующего.

Итак, первая характеристика Бога – что Он есть Дух.

Отсюда следует, что всё прочее, т.е.творение – не есть Дух. И одним из основополагающих утверждений христианства является положение о том, что творение и Бог – не единосущны.

Все прочее, что сотворил Бог, проистекает не из Его сущности, оно является осуществлением Его мысли, Его логоса, Его энергии.

И это духовное вездесущие Божие (не имеющее никакого отношения к нашему пространству и ко времени) уже для многих религий является чем-то непонятным и неприемлемым. Я говорю о религиях примитивных. Они не понимают, что такое дух, и под духом понимают такое же существо, только невидимое, которое может появиться там или здесь. Мы говорим – нет, это не невидимое существо, а это есть именно Дух, ничем не ограниченный.

 

 ----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com