ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ

----картинка линии разделения----

 

Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. 

Апостол Иоанн Богослов

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Иоанн Богослов

Апостол Иоанн Богослов

----картинка линии разделения----

Воскрешение Лазаря

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним. Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.

 

Воскрешение Лазаря

 

Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там. Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус (Ин.11:1-46).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иаков Нибизийский

Преподобный Иаков Нибизийский 

----картинка линии разделения----

Слово о воскресении мертвых

Ежедневно слышим споры о воскресении мертвых. Каким образом, говорят, воскреснут мертвые? В каком теле востанут они? потому что нынешнее тело согнивает и истлевает; самые кости, с течением времени, гниют, сокрушаются и истлевают. Посмотри, говорят, в ту гробницу, в которой похоронены сотни умерших, едва ли найдешь в ней одну горсть праха. — Но другие, рассуждая о том же предмете, возражают так: знаем, говорят они, что мертвые воскреснут, но они облекутся в тело небесное и в формы духовные. Если б сие было иначе, продолжают они, то сии самые сотни умерших, которые погребены в одной гробнице, и от которых в продолжении времени ничего не остается, в какое облекутся тело во время воскресения, когда прежнее их тело обращается в ничтожество? — Значит, они облекутся в тела небесные.   

Действительно несмыслен и безумен каждый, кто только рассуждает таким образом. По его умствованию, мертвые, когда были вносимы в гробницу, были нечто, но по прошествии долгого времени они обратились в ничто; когда же придет время воскресения мертвых, тогда каким образом то, что было ничто, опять соделается, по прежнему, чем-то и возобновится прежняя природа? — Безумный, выслушай, что́ говорит Апостол, обращая речь свою к подобному тебе безумцу, и обличая его таким образом: «безумне, ты еже сееши, не оживет, аще не умрет: и еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы или иного от прочих: Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело» (1 Кор. 15:36—38). — Итак, веруй, безумный, что каждый из мертвых востанет в своем собственном теле. Случалось ли тебе сеять ячмень, и на том же месте пожинать пшеницу? И собирал ли ты смоквы с посаженного тобою винограда? — Конечно, нет, но все возрождается по своему роду. Посему и тело воскреснет тоже самое, которое умирает. Поелику же тело сие прежде разрушается и истлевает; то о воскресении его ты должен заключать по сходству с семенем, которое, упавши в землю, прежде начинает гнить и разрушаться, а потом из сей же самой гнилости прозябает трава, цветет и приносит плоды. Ибо, как то место, на котором семена не были посеяны, не приносит плода, хотя бы оно и получало себе дождь благовременный: так и из той гробницы, в которой не погребали ни одного мертвеца, во время воскресения мертвых не выйдет ни один человек, хотя бы над нею сосредоточился весь звук трубный. Но если, как они говорят, души праведных восходят на небо, и облекаются в тела небесные (а существа небесные живут на небе, равно как и Воскрешающий мертвых обитает на небе же); то каким образом Он, пришед на землю, возбудит из ней мертвых? И для чего Писание говорит нам, «яко грядет час, в оньже еси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут» из гробов своих (Ин. 5:28,29)? Ужели ж тело небесное сойдет с неба, взойдет во гроб, и опять изыдет из оного, как говорят безумные?

Но для чего ж Апостол сказал, что «есть тела небесныя, и тела земныя» (1 Кор. 15:40)? — Кто противополагает нам сии слова Писания, тот должен выслушать и другое, что там же говорит Апостол: «есть тело... духовное» (1 Кор.15:44); далее: «подобает... тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие» (1 Кор. 15:53). В другом месте: «всем... явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2 Кор. 5:10). Еще: «что творят, — говорит Апостол, — крестящиеся мертвых ради? Аще отнюдь мертвии не востают, что и крещаются мертвых ради» (1 Кор. 15:29)? И выше сего: «аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста. Аще же Христос не воста; тще убо проповедание наше, тща же и вера наша. Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа: Его же не воскреси, аще мертвии не востают». Но если мертвые не воскресают, то нет и последнего суда. «Да ямы, и пием, утре бо умрем. Не льститеся, — говорит Апостол, — тлят обычаи благи беседы злы» (1 Кор. 15:32,33). — Слова Апостола: «есть тела небесныя, и тела земныя», ты должен понимать следующим образом: когда восстает тело праведника и изменяется, тогда оно называется небесным, а то, которое не изменяется, называется по природе своей земным. Но выслушай, еще подобные выражения Апостола. Он негде говорит: «человек духовный востязует... вся, а сам той ни от единаго востязуется» (1 Кор. 2:15). Еще: «сущии... по плоти, плотская мудрствуют: а иже по духу, духовная» (Рим. 8:5). И еще: «егда... бехом во плоти, страсти греховныя, яже законом, действоваху во удех наших, во еже плод творити смерти» (Рим. 7:5). Все сие Апостол говорил о человеке, облеченном плотию и находящемся под влиянием духа. Таким образом, и во время воскресения мертвых тела праведных изменятся, — форма земная сокроется в небесную, и назовется телом небесным. Но тело не изменившееся называется земным. — Впрочем, я подробнее изложу тебе учение о воскресении мертвых, сколько могу.

Сначала, когда Бог образовал Адама, сотворил его и воздвиг из праха. Итак, если Бог сотворил Адама из ничего, то гораздо удобнее Он может воскресить его в таком виде, в каком он был уже, потому что семя уже было брошено в землю. Если Бог сделает для нас что либо такое, что нам кажется несбыточным, то сие не должно казаться нам делом великим для Него Самого. Есть даже и из людей мудрые, которые производят, дела удивительные; — и люди, неразумеющие таких дел, дивятся и изумляются, как это сделано; — даже произведение друзей их кажется их глазам делом несбыточным. Сколь же после того должны быть чудны для них дела Божии? Для Бога нисколько не трудно воскресить умерших. Если земля произвела то, чего не имела она в себе семени, и если, не быв осемененною, родила она в своей девственности: то что за несбыточное дело произрастить ей то, чего имеет она в себе семена, и родить, будучи осемененною? — Вот уж и время рождения её приближается, как говорит Исаия (Ис. 26:17)! — Но, может быть, возразят нам: кто слышал, или кто видел такое чудное событие, чтоб земля в одно рождение произвела целый род человеческий? — Для Адама, отвечаем мы, не было в земле семени, однако ж, он рожден; он не был зачат, однако ж, произведен на свет. Теперь поколения его уже посеяны, и ожидают только дождя для своего произращения. И вот земля чревата многими, и близка к разрешению от бремени!

Все отцы наши чаяли воскресения и желали оного, как говорит святый Апостол: «и аще... убо оно помнили, из негоже изыдоша, имели бы время возвратитися: ныне же лучшаго желают, сиречь небеснаго» (Евр. 11:15,16). Они желали скорее отделиться от земли и отойти на небо. Из того, что я теперь скажу тебе, ты хорошо поймешь, что они чаяли воскресения. Иаков, праотец наш, при смерти своей, завещал своему сыну Иосифу так: «аще обретох благодать пред тобою, подложи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта, и погребеши мя во гробе их» (Быт. 47:29,30). Возлюбленный! — почему Иаков не хотел быть погребен в земле Египетской, но — вместе с отцами своими? Потому что он хотел дать разуметь о себе, что он ожидал воскресения мертвых, и для того, чтобы, при громком звуке последней трубы воскреснуть подле отцев своих и, в день воскресения, не обрестися в числе нечестивых, имеющих отыти во ад. Подобным образом и Иосиф завещал своим братьям: «в посещении, — говорил он, — им же посетит вас Бог, совознесите и кости моя отсюду с вами» (Быт. 50:25). И братья исполнили сие завещание Иосифа, сохранив памятование о нем чрез сто двадцать пять лет. Ибо, когда воинство Господне вышло из земли Египетской, тогда Моисей вынес с собою и кости Иосифа. Драгоценными казались для него кости Праведника, он ценил их выше золота и серебра, которое сыны Израиля вынесли из Египта. Сии кости Иосифа носимы были по пустыни сорок лет; и когда под конец сего времени умер Моисей, тогда наследником их соделался Иисус Навин (Нав. 24:32), для которого кости отца его Иосифа были драгоценнее всей добычи, приобретенной им в земле завоеванной. — Но почему Моисей передал Иисусу Навину кости Иосифа? — Потому что он сам был из колена Ефремова, и для того, чтоб он похоронил их в участке оного, дабы кости Иосифа хранимы были так, как сокровище. — Иаков, при смерти своей, благословляя своих сынов, которые сделались родоначальниками колен, предсказал им то, что должно было с ними случиться в позднейшие времена. Рувиму сказал он: «Рувим, первенец мой, ты крепость Моя и начало чад моих: жесток терпети, и жесток упорник. Досадил еси яко вода, да не воскипиши: восшел бо еси на ложе отца твоего: тогда осквернил еси постелю, идеже восшел еси» (Быт. 49:3,4). От кончины Иакова до смерти Моисея протекло двести тридцать три года. Но, несмотря на такой промежуток времени, Моисей старался чрез установленное священство загладить грех Рувима (Быт. 35:22), для того, чтоб и ему не быть исключену из числа своих братьев во время их воскресения. Посему тот же Моисей в начале своих благословений говорит: «да живет Рувим, и да не умрет» (Втор. 33:6). — При наступлении того времени, когда сам Моисей должен был отыти к отцам своим, он возмутился духом и опечалился, а потому просил и молил Господа своего, чтобы Он позволил ему идти далее и видеть землю обетованную. Почему, возлюбленный, опечалился муж праведный? — Не потому, что не мог идти далее и видеть землю, кипящую медом и млеком, но потому, что не мог войти в сию землю и сподобиться погребения с отцами своими, а должен был положить кости свои в земле врагов, — в земле Моавитян. Ибо Моавитяне подкупили Валаама, сына Веорова, чтобы он злословил и проклинал Израиля. Моисей не желал быть погребенным в сей земле для того, чтобы не пришли Моавитяне, не открыли гроба его, не вынули оттуда костей и не рассеяли бы их по полю. Но Бог оказал Моисею великую милость. Он возвел его на гору Навав (Числ. 27:12; Втор. 34:2), и показал ему всю землю обетованную, представив ее, так сказать, пред самый его взор. И когда Моисей объял своим взором всю ту землю, тогда увидел гору Иевусеев и предназначенное ему место успокоения. Скорбь стеснила сердце его, — и он залился слезами, когда увидел гробницу в городе Хевроне, в которой погребены праотцы его: Авраам, Исаак и Иаков, потому что ему не суждено лечь возле них, и что кости его не приложатся к костям их, дабы в день воскресения воскреснуть вместе с ними. Но после того как он обозрел всю землю, Господь утешил его, как бы так говоря: «Я погребу тебя, сокрою от всех, никому не будет известно место твоей могилы». — «И скончался тамо Моисей раб Господень, в земли Моавли словом Господним. И погребоша его в земли Моавли близ дому Фогорова, и не уведа никтоже погребения его даже до сего дне» (Втор. 34:5,6). Господь, сокрывши место погребения Моисея, оказал ему чрез сие две милости: первую ту, что враги не могли найти его, извлечь из гроба кости его и разсеять их; — вторую ту, что и самые Израильтяне не узнали гробницы его и не соделали её местом поклонения, потому что народ смотрел на него, как на некоего Бога. Отселе можно понять, возлюбленный, почему Израильтяне, когда Моисей оставил их и взошел на гору Синайскую, говорили: «Моисей бо сей человек, иже изведе нас из земли Египетския, не вемы, что бысть ему» (Исх. 32:1), и сделали себе изображение тельца и покланялись ему, а о том забыли, что не Моисей, а Бог чрез Моисея извел их рукою крепкою и мышцею высокою. Значит, Бог оказал Моисею милость, скрыв его гроб от народа, чтобы сей не сделал себе изображения его, и не стал бы переносить кости сего Праведника с места на место, с приношением жертв самому Моисею.

Но Моисей негде сам ясно предсказал воскресение мертвых, говоря от лица Божия: «Аз убию, и жити сотворю» (Втор. 32:39). Тоже говорит и Анна в речи своей: «Господь мертвит, и живит, низводит во ад и возводит» (1 Цар. 2:6). «Воскреснут, — говорит Исаия, — мертвии, и востанут, иже во гробех, и возрадуются, иже на земли» (Ис. 26:19). Они возвестят милосердие Божие, когда услышат трубный глас, гремящий свыше, во время землетрясения отверзутся гробы, и из них изыдут народы со славою, возвестят единодушно милосердие Божие и скажут: «велика милость Божия, которая нам оказана, чаяние наше оправдалось и надежда наша исполнилась, мы посеяны, не в честь, но воскресли со славою, — посеяны в немощи, но восстали в силе». — Так-то возвестят они из гробов милосердие Божие! Впрочем, возлюбленный, не в одних только словах говорил о сем Бог, воскрешающий мертвых, но и на самом деле доказал воскрешение, и многообразно давал о нем свидетельство, чтобы препобедить наше неверие и избавить от наказания за оное. Чрез Илию Он чудодейственно доказал, что мертвые оживают, и воскресают спящие в земле, ибо пророк воскресил умершего сына вдовицы, и отдал его матери (3 Цар. 17:21). Подобным образом и Елиссей возвратил жизнь сыну жены Соманской (4 Цар. 4:32—36), для того, чтоб мы имели второе, твердое и несомненное доказательство воскресения. На кости Елисеевы бросили умершего, — и сей ожил (4 Цар. 13:21). Таким образом, дано нам и третье доказательство. Чрез пророка Иезекииля еще объяснено очевидным образом воскресение и оживление умерших. Бог, выведши его на некое поле, и, показав ему множество костей, спрашивал: «сыне человечь, оживут ли кости сия» (Иез. 37:3)? Иезекииль отвечал Ему: «Господи Боже, Ты веси сия» (Иез. 37:3). Тогда Бог сказал ему: «сыне человечь, прорцы на кости сия, и речеши им: кости сухия, слышите слово Господне» (Иез. 37:4). И когда пророк заставил их внимать слову Господню, тогда сделался шум и движение; — кости, которые были разъединены и сокрушены, стали совокупляться. Пророк, увидев это, изумился, потому что кости быстро соединялись одна с другою, — каждая в свой состав. Стоя в изумлении, он увидел еще, что для соединения их явились и жилы, все сухие кости покрылись плотию, все тела оделись кожею, — и кожа украсилась власами, впрочем, духа в них еще не было. После того Бог повелительно сказал пророку: «прорцы о духе, прорцы, сыне человечь, и рцы духови, сия глаголет Адонаи Господь: от четырех ветров прииди душе, и вдуни на мертвыя сия, и да оживут» (Иез. 37:9). Как скоро он вторично заставил их внимать слову Господню, то пришли и взошли в них души, они ожили, поднялись и стали на ноги, — явилось чрезвычайно великое воинство.

Но почему не воскресли оные мертвецы от одного первого слова, и не совершилось воскресение костей вместе с душами? Почему от первого слова совокупились кости, а после другого взошли в них души? — Потому что совершенное воскресение должно совершиться только чрез Господа нашего Иисуса Христа, Который одним гласом и одним словом возбудит все поколения Адама. — Известно, что Илия и Елиссей, воскрешая мертвых, никогда не возбуждали их одним словом, но молились, просили Бога и долго ожидали, пока воскреснут мертвые. Известно также, что Господь наш, во время первого своего пришествия, воскресил трех мертвецов, но каждого из них воскрешал Он двумя словами: к сыну одной вдовицы произнес Он два слова: «юноше, тебе глаголю, востани» (Лук. 7:14); и сей ожил и встал. И к дочери начальника синагоги произнес Он также два слова: «девице, тебе глаголю, востани» (Мк. 5:41); и возвратилась в нее душа её, — и она встала. Когда умер Лазарь, Господь Сам пошел ко гробу его, помолился и воззвал громким голосом: «Лазаре, гряди вон» (Ин. 11:43); и сей ожил, и вышел из гроба. — Я сказал тебе, что сии мертвецы воскрешены были двумя словами, это потому, что над ними должны совершиться два воскресения: одно, которое совершено в тогдашнее время, — другое, которое совершится в последствии. Но во время того воскресения, когда воскреснут все люди, и более умирать уже не будут, воскреснут все мертвые в мгновение ока от единого слова Божия, которое будет произнесено Христом Спасителем, потому что не слабый кто-либо и немощный произнесет оное слово, но Тот, для Которого довольно сказать одно слово, — и оно будет услышано во всех концах земли; и мертвые им пробудятся и воскреснут. Глагол, посланный Богом, не возвращается к Нему «тощ», но, как написано у пророка (где Бог уподобляет слово Свое дождю и снегу), «якоже... аще снидет дождь или снег с небесе, и не возвратится, дондеже напоит землю, и родит, и прозябнет, и даст семя сеющему, и хлеб в снедь. Тако будет глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тощ, дондеже совершит вся, елика восхотех, и поспешу пути Моя и заповеди Моя» (Ис. 55:10,11). Дождь и снег не возвращаются на небо, потому что они на земле исполняют волю Пославшего их, но слово, посылаемое Богом чрез Иисуса Христа, Который Сам есть Слово, возвращается к Нему с силою многою. Когда оно исходит от Бога и несется на землю, тогда нисходит на нее наподобие дождя и снега, — от него прозябают семена праведников и дают плод свой. Но когда сие Слово возвращается к Пославшему Его, тогда Оно не бывает пустым и праздным, но, как Оно само говорит Пославшему Его: «се Аз и дети», которых Ты Мне дал (Ис. 8:18). Впрочем, о том слове, от которого воскреснут мертвые, сам Спаситель свидетельствует: «яко грядет час, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше, оживут» (Ин. 5:25). Почему и написано: «в начале бе Слово» (Ин. 1:1), ибо Он Сам и есть то Слово, поелику Писание говорит: «Слово плоть бысть, и вселися в ны» (Ин. 1:14). И сие-то Слово есть тот глагол Божий, который приидет свыше, и воскресит мертвых. — Кроме того, Господь объяснил будущее воскресение мертвых саддукеям, когда сии, предложив Ему притчу о жене имевшей семь мужей, спросили: «в воскресение убо котораго от седмих будет жена? вси бо имеша ю» (Матф. 22:28). Иисус отвечал им: «прельщаетеся, не ведуще писания, ни силы Божия. В воскресение бо ни женятся, ни посягают, но яко Ангели Божии на небеси суть. О воскресении же мертвых несте ли чли реченнаго вам Богом, глаголющим: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль? несть Бог, Бог мертвых, но Бог живых» (Матф. 22:29-32).

Впрочем, есть люди, которые заживо умирают для Бога. — Бог заповедал Адаму не есть плодов от древа познания добра и зла, и угрожал ему: «в онь же аще день снесте от него, смертию умерете» (Быт. 2:17). Хотя Адам после преступления заповеди жил еще девятьсот тридцать лет (Быт. 5:5), однако ж, для Бога он был мертв по грехам своим. — Да будет тебе известно, что грешник называется мертвым, хотя он и живет еще. Сие ты можешь видеть из того, что́ написано у пророка Иезекииля: «не хощу смерти грешника умирающаго, глаголет Адонаи Господь» (Иез. 18:32). — Когда некто просил позволения у Господа нашего отлучиться в дом свой для погребения отца своего, тогда Господь сказал ему: «остави мертвыя погребсти своя мертвецы: ты же шед возвещай Царствие Божие» (Лук. 9:60). Как надобно, возлюбленный, по твоему мнению, разуметь сие? Видал ли ты когда-либо, чтобы мертвые погребали мертвых? Каким образом могут вставать мертвые для погребения мертвецов? — Но уразумей смысл сих слов! — Грешник, хотя и жив еще, однако ж, пред Богом мертв, а праведный, хотя и умер, однако же, пред Богом жив. Смерть сия, возлюбленный, есть сон, как говорит Писание: «и мнози от спящих в земной персти востанут» (Дан. 12:2). Господь наш сказал о дочери начальника синагоги: «не умре... девица, но спит» (Матф. 9:24); и о Лазаре: «Лазарь друг наш успе, но иду да возбужду его» (Ин. 11:11).

Мы должны страшиться еще второй смерти, которую сопровождают слезы и скрежет зубов, вопли, бедствия и ужасные мучения; — я разумею ту смерть, которая гнездится во тьме кромешней. Хотя верующие и праведные будут блаженны в день воскресения мертвых, потому что они тогда имеют надежду по воскресении получить возмездие за добрые свои дела, но горе нечестивым, которые не веруют в воскресение! Для них лучше было бы, если б они совсем не воскресали, так как они и не веруют в истину воскресения. Ибо раб, ожидающий себе определенных господином мучений и уз, ложась спать, не хотел бы никогда пробуждаться, поелику знает, что, как только воссияет утро, его свяжут и начнут бить и мучить. Но раб добрый, которому господин обещал награды, бдит и с нетерпением ожидает дня, потому что, как скоро настанет утро, он получит награды от своего господина; если ж и засыпает, то и во сне видит, как господин его дает ему обещанные награды; — он радуется в сонном видении, и в радости пробуждается. Так спят и праведники, и сон их сладок и днем и ночью, они не чувствуют долготы ночи, потому что она им кажется одним часом, утром Они пробудятся и возрадуются. Но сон нечестивых тягостен и мучителен; они подобны человеку, который, страдая горячкою, мечется на постеле туда и сюда, и во всю ночь не знает покоя. Подобным образом нечестивый, поражаясь ужасом, страшится оного утра, потому что должен будет предстать пред Господа своего виновным. Вера наша учит, что, когда умирают люди, души праведных отходят к Богу, а души грешных — в геенну. Припомни здесь, что я сказал в прежней речи своей об отшельниках, говоря, что дух, который обитает в праведниках, отходит ко Господу, — в небесное свое начало, до времени воскресения. Потом возвращается опять для соединения с телом, в котором он обитал; и всегда умоляет Бога о воскрешении тела, с которым он соединен был, чтобы и оно участвовало в наградах, так как участвовало в добродетелях.   

Но вот еще камень претыкания, подставляемый нам еретиками! — Они выводят неправильное следствие из слов нашего Жизнедавца:    «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси» (Иоан. 3:13). Вот, говорят они, Сам Господь засвидетельствовал, что тело земное не восходит на небо! Но они, несмысленные, не понимают, ни силы, ни смысла оных слов. Ибо чрез них Господь наш хотел только вразумить Никодима, не понимавшего ни силы, ни смысла Его беседы. Он как бы так сказал ему: «никто не восходит на небо с тем, чтоб опять снизойти оттоле, для извещения вас о том, что́ там делается. «Аще земная рекох вам, и не веруете: како, аще реку вам небесная, уверуете» (Ин. 3:12)? Ибо со Мною не пришел оттуда ни один свидетель, который, для уверения вас, мог бы свидетельствовать о небесном. Илия взошел туда, но не сошел оттуда, чтобы вместе со Мною дать свидетельство, которое при двоих почиталось бы несомненным». — Ты же, возлюбленный, не должен иметь ни малейшего сомнения о воскресении мертвых, потому что о нем произнесли свидетельство уста Того, в Ком заключается жизнь. По слову Писания, «Господь мертвит и живит» (1 Цар. 2:6). От уст Единого получили начало свое — смерть и жизнь. Как то верно, что Он мертвит, — это видим мы сами, так должно быть нам известно и достойно несомненного верования и то, что Он опять оживит Нас. — Итак, что я предложил тебе для верования, приими, и веруй, дабы в день воскресения восстать тебе с телом чистым, получить от Господа за веру свою награду и воздаяние, и возрадоваться и возвеселиться о том, во что ты веровал.

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин 

----картинка линии разделения---

Слово о воскресение мертвых

Вопрос: Что значат слова Писания: Ничтоже бо внесохом в мире сей, яве, яко ниже изнести что можем (1Тим.6:7)?

Ответ: Думаю, что этим выражается следующее: Ничтоже бо внесохом в мир сей... ниже изнести что можем, - потому что все принадлежит Создателю, а мы -пресельники и пришлецы (Пс.38:13). Если есть у кого богатство в руках и достаток, то не полновластный он господин его, а только приставник, ибо получил его от другого, а после него опять оно перейдет в наследство другому, по повелению Создателя. Потому надлежит исповедовать милость Давшего.

Зная это, мудрые приставники не вознерадеют о деле правды, желая сподобиться оного ублажения. Господь говорит: Блажен раб той, егоже, пришед господин его, обрящет тако творяща. Аминь глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его (Мф.24:46,47), - за то, что устроил словеса своя на суде, потому в век не подвижится. А Святой Дух говорит: Благ муж, щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в веке не подвижится. В память вечную будет праведник. От слуха зла не убоится: готово сердце его уповати на Господа. Утвердися сердце его, не убоится, дондеже воззрит на враги своя. Расточи, даде убогим, правда его пребывает в век века: рог его вознесется в славе. Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает. Желание грешника погибнет (Пс.111:5-10), Праведник же в память вечную будет и от слуха зла не убоится. Какой это злой слух? Думаю такой: да возмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис.26:10). Связавше ему руце и нозе... вверзите непотребного раба во тму кромешнюю (Мф.22:13). Идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф.25:41). Праведник же вместо сего услышит: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мф.25:23). Потому Господь, Податель благ, повелел не иметь пристрастия к житейскому, сказав так: Никтоже может двема господинома работати... Не можете Богу работами и мамоне (Мф.6:24). Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут (Мф.6:19). Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф.6:21). И еще говорит: Продадите имения ваша и дадите милостыню. Сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех (Лк.12:33). И еще: И Аз вам глаголю: сотворите себе други от мамоны неправды, да, егда оскудеете, приимут вы в вечныя кровы (Лк.16:9). Надеющийся на силу свою и о множестве богатства своего хвалящийся (Пс.48:7), яко человецы умирают, и яко един от князей падают, потому что не сохранили приверженности ко Господу (Пс.81:7). Терпящие же Его, наследят землю, ибо слово в них и свет, и соль, и сила, по изречению Господа: Вы есте соль земли... и свет мира (Мф.5:13-14).

Потому и мир стоит доныне, что имеет в себе сию соль и сие светило. Из рода в род есть служащие Господу, иначе и мир не стоял бы. Аще же, сказано, соль обуяет, чим осолится; ни вочтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки (Мф.5:13). Поскольку в Содоме не нашлось таковых людей, кроме единого, то город погиб в одно мгновение. Но пока был еще с ними праведник, то Всемогущая рука не посылала на них гнева до тех пор, как не взяла из среды их. Потому блаженна страна, блажен город, блаженно поколение, в которых много праведных. Гораздо блаженнее сами праведники, через которых спасается мир, потому что ублажения и похвалы (Господу) соблюдаются праведным.

Итак, отложив дела, несвойственные праведности, поревнуем житию праведных, чтобы с ними наследовать нам похвалы, став светом, и солью, и градом Великого Царя, да будет Он нашей похвалой, яко в руце Его концы земли (Пс.92:4). Он, по слову Псалмопевца, дает снег Свой, яко волну, мглу, яко пепел, посыпающаго, метающаго голоть Свой, яко хлебы. Противу лица мраза Его кто постоит? Послет слово Свое, и истает я: дхнет дух Его, и потекут воды (Пс.147:5-7). Тогда земля, благоухая для зрения, облекается по Божию повелению в свое благолепие и услаждает зрителей, будто она с дорогими камнями позлащенный сосуд; порхающие птицы, услаждаясь ясностью воздуха, выводят стройные звуки; скачут четвероногие по долинам, потому что долины пустынные покрылись злаком, и восхищенные пастухи радуются дарам Господним. Реки после бурного и неумеренного стремления вод, протекая безмолвно, увеселяют наводняемые ими места, и рыбы играют при солнечном сиянии; дерева, лишенные дотоле листьев, одеваются цветами и при обилии плодов стоят, украшенные листьями. Горы, и холмы, и долины, и вся земля, пестрея цветами, возвещают славу Господню, потому что Господь, как невесту, облек землю в убранство. И мы, сыны человеческие, сложив с себя зимнюю угрюмость, веселимся, насладившись благорастворением воздуха и обилием плодов. Так сотворим и мы плоды правды, благоприятное Господу, чтобы иметь нам дерзновение сказать Создателю: возвеселится Господь о делех Своих (Пс.103:31). Ибо Господь, действительно, веселится о делающих правду.

Итак, никто да не превозносится суетной мудростью, или силой, или богатством, потому что все посохнет, как трава. Хваляйся, о Господе да хвалится (1Кор.1:31). Что выше или досточестнее у людей царской диадемы? И она не век на главе у человека, потому что род за родом переходит с одной главы на другую. Что же есть у царя такого, что не Богом дано? Не Сам ли Господь сотворил небо, и землю, и все, что на них? Не Сам ли создал воду, на которой основал землю? Чем же таким владеет царь, что дано не Господом, Который властвует над телами, и оружием, и сокровищами? Но скажи, Кто же сотворил все, Кто размножает живых тварей через чадородие, обилие потребного, которым пользуются, и умение изготовлять оружие? Не Сам ли Господь, животворящий все? Кто рудокопам в рудокопнях запасает руды? Не Сам ли Господь? Кто взором приводит в колебание землю, как лист или прут, плавающий на воде? Не Сам ли Господь? И как ни легко все в очах Его, однако ж, от колебания земли смутятся и возболезнуют обитающие на ней. Если же и все у нас есть, - и золото, и серебро, и одежда, и слуги, и служанки, и стада волов, овец, коней и верблюдов, но не велит Он воссиять солнцу, - все вменится ни во что. Мудрый объюродеет, сильный изнеможет, богатый обнищает. Итак, справедливо будет признаться, что никто ничего не имеет у себя, но все принадлежит Создателю. Мы же знаем немощь свою. И как сами, смотря на остов или череп прежде усопших, воздыхаем, так и те, кто будут после нас, увидев наши кости, примут печальный вид, - ибо все мы, сыны человеческие, составлены из той же персти.

Братия, возлюбленные Господом, смирим души свои под крепкую руку Божию, чтобы возвысил нас Бог во время посещения. Возненавидим тщеславие и высокомерие, которое неразумно, будем бегать гордыни, потому что Бог ей противится. Возлюбим смирение, чтобы, когда соделаемся кроткими, Господь научил нас путям Своим. Сколь многие властвовали во вселенной от сложения мира, - и все почивают под грудой земли, и никакого нет различия между костями царя и пленника, владетеля златоуздой колесницы и ходившего на собственных своих ногах, питавшегося роскошно и жившего в нищете, благообразного и безобразного, истребителя и истребленного. Но все спят под грудой земли, пока не вострубит святая труба, которая пробудит мертвецов от начала века, да приимет кийждо, яже с телом содела или блага, или зла (2Кор.5:10). Великое чудо, братия, видеть вдруг гробы, отверстые по гласу трубы, пробужденных мертвецов и всех, почивших от Адама до оного часа, восстающих вместе в одно неуловимое мгновение ока; видеть Ангелов, которые носятся с громогласной трубой и собирают праведников от четырех ветр, от конец небес до конец их (Мф.24:31). Оный глас оживотворит всех: от первого до последнего, и никто из людей не останется не оживотворенным, но одни воскреснут в воскрешение живота, а другие - в воскрешение Суда (Ин.5:29).

Слыша же о воскресении мертвых, не усомнимся в этом, христолюбивые братия. Все возможно Богу, и ничего нет для Него невозможного. Вверженных в огненную пещь и как в гробе сокрытых, в пламени сохранил Он невредимыми; не только волос их не опалился, но даже не осталось на них вони с таким усилием возгнетенного пламени. Так и мертвые восстанут нетленными, и не только волос не потерпит утраты, но не окажется в них и вони тления после столь продолжительного времени от их успения. Все возможно Богу, и ничего нет для Него невозможного. Послушай же, что говорит и пророк Иезекииль: И бысть на мне рука Господня, и изведе мя в Дусе Господни, и постави мя среде поля, се же бяше полно костей человеческих, и обведе мя окрест их около, и се многи зело на лицы поля, и се сухи зело. И рече ко мне: сыне человечь... прорцы на кости сия, и речеши им: кости сухия, слышите слово Господне. Се глаголет Адонаи Господь костем сим: се, Аз введу в вас дух животен и дам на вас жилы, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам Дух Мой в вас, и оживете, и увесте, яко Аз есмь Господь. И прорекох, якожсе заповеда ми Господь, и бысть глас внегда ми пророчествовати, и се трус, и совокупляхуся кости, кость... к составу своему. И видех, и се быша им жилы, и плоть растяше... и протяжеся им кожа верху, духа же не бяше в них. И рече ко мне: прорцыо дусе, прорцы, сыне человечь, и рцы духови, сия глаголет Адонаи Господь: от четырех ветров прииди душе, и вдуни на мертвыя сия, и да оживут. И прорекох, яко же повеле ми, и вниде в ня дух жизни, и ожиша: и сташа на ногах своих, собор мног зело. И рече Господь ко мне, глаголя: сын человечь, сия кости весь дом Израилев есть, тии бо глаголют, сухи быша кости наша, погибе надежда наша, убиени бехом. Того ради прорцы и рцы к ним, сия глаголет Адонаи Господь: се Аз отверзу гробы ваша, и изведу вас от гроб ваших... и введу вас в землю Израилеву. И увесте, яко Аз есмь Господь, внегда отверсты Мне гробы вашя, еже возвести ми вас от гробов ваших, людие мои: и дам Дух Мой в вас, и живи будете. И поставлю вы на земли вашей, и увесте, яко Аз Господь: глаголах, и сотворю, глаголет Адонаи Господь (Иез.37:1-14).

Вот почему Господь наш и Бог Иисус Христос, когда пришел на землю, изрек Божественными устами: Аминь, аминь, глаголю вам, яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Ин.5:25). И еще: Не дивитеся сему: яко грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия. И изыдут, сотвориши благая, в воскрешение живота, а сотворшии злая, в воскрешение Суда (Ин.5:28-29). Ибо написано: Вонми небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст Моих. Да чается яко дождь вещание Мое, и да снидут яко роса глаголи Мои (Втор.32:1-2). Это роса, восставляющая и оживотворяющая мертвых. И другой пророк взывает, говоря: Воскреснут мертвии, и восстанут иже во гробех, и возрадуются, иже на земли: роса бо, яже от Тебе, исцеление им есть (Ис.26:19). Ибо все возможно Богу, и ничего нет для Него невозможного. Люди ли, земля ли, широта ли морей, бездны ли или иная какая тварь, - все в руке Его, и все, - как ничто. Да убедит тебя в этом пророк, который говорит: Кто измери горстию воду и небо пядию и всю землю горстию; кто постави горы в мериле, и холмы в весе? (Пс.40:12) И еще говорит: вси языцы, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася, и аки плюновение вменятся. Дубрава же Ливанова не доволна на сожжение, и вся четвероногая не доволна на всесожжение. И вси языцы яко ничтоже суть, и в ничтоже вменишася (Ис.40:15-17). Аввакум же говорит: Господи, слышах слух Твой и убояхся; Господи, разумех дела Твое, и ужасохся (Авв.3:1-2), - ибо написано: Вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии восстанут нетлении, и мы изменимся. Подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие. Егда же тленное сие облечется в ...безсмертие, тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою. Где ты, смерте, жало? Где ти, аде, победа (1Кор.15:52-56)?

Да не плачет бедный, и не надмевается богатый; да не бесчестится немощный, и не превозносится сильный; да не тревожится раб, и не хвалится господин. Все мы из земли, и в персти разрешится (распадется в прах) наше тело до того времени, как придет Господь, оживотворяющий тела наши. Да восхвалятся праведные и да веселятся о Господе; блаженны все, которые окажутся тогда достойными оного благословенного гласа: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф.25:34). Итак, потерпите делающие правду и подъемлющие труды за истину Божию. Труды временной жизни приобретут (дадут) вам великое дерзновение в жизни будущей; нужды настоящей жизни будут для вас в упокоение, возвышение и похвалу в жизни будущей, и нынешний плач обратится для вас в утешение и покой. Ибо написано: блажеии вси пребывающии в Нем. Зане людие святии в Сионе вселятся (Ис.30:18-19). Тогда снова исполнится написанное: Се работающии Ми возрадуются, вы же посрамитеся: се работающии Ми возвеселятся в веселии сердца, вы же возопиете в болезни сердца вашего, и от сокрушения духа восплачетеся. Оставите бо имя ваше в насыщение избранным Моим, вас же избиет Господь, работающым же Мне наречется имя новое, еже благословится на земли (Ис.65:14-16). И еще говорит: забудут бо печаль свою первую, и не взыдет им на сердце. Будет бо небо ново, и земля нова, и не помянут прежних, ниже взыдут на сердце их. Но радость и веселие обрящут на ней (Ис.65:16-18).

Я, грешный, размышляю сам в себе, какие блага уготованы праведным, и какой гнев ожидает грешных, а сам о себе небрегу. Поскольку не сознаю в себе доброго дела, такой глас воссылаю к Благому Богу и Искупителю: «Боже, милостив будь ко мне, грешному»! Оный мытарь был выше моей худости. Стоя на ногах, смотря долу и бия себя в перси, умолял Тебя. Я, который превосхожу его грехопадениями, пав лицом на землю и ударяя челом в пол, взываю к Милосердому, Пречистому и Страшному: Боже, милостив буди ко мне, грешному и недостойному! Да не будет мне во осуждение, что недостойным языком своим и нечистыми устами своими дерзаю произносить святое и препетое во веки имя Твое. Напротив того, призывание имени Твоего, Господи, да будет мне в просвещение и освящение плоти и духа. Курение фимиама, восходя вверх, наполняет дом благоуханием, тем паче памятование о Тебе, Господи, сладчайше меда и сота, святыней и просвещением наполняет душу в ведении (в познании) вожделевающих Тебя Спасителя. Дай мне, Господи, желание спасения Твоего, как земле жаждущей и ожидающей дождя, чтобы сотворить мне плод прежде смерти, чтобы не постыдиться мне в день испытания. Помилуй всех нас, о Благий! Благодарим благость Твою, Господи, что нас, недостойных, сподобил служить святому Твоему имени и распростирать руки к Тебе, Отцу всяческих. Избавь нас от всякого сатанинского действия и дай славу святому имени Твоему, Господи! Даруй нам оказаться подобными земле хорошей и удобренной, чтобы, приняв семя Твое, принесли мы плод во сто и шестьдесят и тридцать. Дай нам, Господи, сотворить достойную куплю на сребреник Твой, который Ты вверил нам, чтобы, удесятерив этот мнас (мнас - монета в 100 драхм, что равнялось 21 с половиной дореволюционному рублю), принесли мы Тебе плод правды и удостоены были начальстовать над десятью градами. Дай нам, Господи, усердие бодрствовать для сретения Твоего, имея чресла ума препоясанными и мысленные светильники души неугасимыми, в ожидании Тебя нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа. Сподоби нас, Господи, восхищения (вознесения на Небо) с праведными, когда на облаках сретят Тебя, Владыку, чтобы не испытать нам того горького и неизбежного Суда. Рассыпь, Господи, неудобоносимое бремя грехов наших до смерти нашей, чтобы не послужило оно нам препятствием в день Суда, и из собора праведных не повлекло нас в неугасимый огонь. Праведность - самые быстрые крылья, возносящие праведных с земли на небо. Благодать Твоя, Господи, да будет нашей крепостью, да восприимет нас на облаках с праведными и избранными в сретение Тебя, Царя всех, на воздусе, чтобы поклониться, как должно, Тебе, Господи, когда святые Ангелы примут нас с радостью и веселым ликом, и тогда узрим неизреченную славу, исполнившись великого ликования и воззвав: "Слава Облекшему смиренных и тленных славой и нетлением! Слава Даровавшему смертным бессмертие! Слава Избавившему нас из уст львиных и от врага истребителя и Приявшему нас в Пренебесное Царство Свое, которое есть корень всех благ, где свет неизреченный, за которым не следует ночь, где радость неизглаголанная, не нарушимая ни скорбью, ни иным чем, где нетление, где жизнь, не подлежащая тлению, не пресекаемая смертью. Подлинно бежали болезнь и печаль, и воздыхание. Отныне все будем с Господом". Таковы будут в пришествие Господне гласы праведных, и святых, и подвижников, и избранных, и всех, в покаянии благоугодивших Богу.

Будем же трезвиться и мы, возлюбленные, будем внимательны к себе, чтобы водвориться нам с праведными. Тогда возрадуется сердце наше, и радости нашей никтоже отымет от нас, возрадуется, песнословя и благословляя Святую, Пречистую и Единосущную Троицу и поклоняясь Ей во веки! Аминь.

 

----картинка линии разделения----

 

(«Тайны загробного мира». Рассказ священника)

Обмиравшая

Как много иногда таится дивной, небесной любви в сердце крестьянина! Но кто подумает предполагать здесь урок для христианского назидания?

Я расскажу об одной труженице Пелагии, жившей лет шестьдесят тому назад в деревне Шипиловке Костромского уезда. Эта крестьянка жила в одном доме, с двумя невестками, мужья которых большую часть года были в отлучке для заработков. Домик у них был маленький и небогатый: кроме одной тесной избы, в которой они помещались, на дворе был еще хлев для домашнего скота. Пелагия сначала жила с детьми в одной комнате, но потом, для тайных ночных подвигов молитвы и богомыслия, стала уходить в сени, где и проводила целые ночи, и ложилась спать только пред рассветом. Наконец, чтобы скрыть свои подвиги от людских взоров, она решила навсегда остаться в той душной избе, и только изредка ночевала с нею одна любимая ее невестка. Она не хотела, чтобы кто-нибудь, кроме этой невестки, видел ее молитву. И между тем, как последняя сидела в той избе и занималась рукоделием, Пелагия уходила в сени и молилась. Пища ее была самая грубая; она даже придумала для себя особенную пищу: густо разбалтывала ржаную муку, и это сырое тесто употребляла вместо хлеба, да и то очень мало, другую же пищу принимала редко. Днем она, по обыкновению, пряла лен, и заработанные деньги разделяла на две части, одну часть отдавала в церковь, а другую – бедным, притом так, что подходила ночью к дому бедного и тихо клала свое подаяние на окно, немного открыв его, или бросала деньгами в нищего.

В одну ночь труженица, по своему обыкновению, молилась в сенях, а сноха спала в избе. Перед утром сноха пробудилась и увидела, что свекровь ее стоит на коленях в молитвенном положении. Постояв несколько минут в страхе и смущении, она сказала ей: «Матушка, а матушка!» – но ответа не было: матушка уже была холодна. Тут пришла и другая сноха для домашней работы. Видя, что свекровь их умерла, они одели усопшую и положили ее на стол, а на третий день положили в гроб и собирались уже везти ее в церковь, как вдруг лицо ее ожило, она открыла глаза, откинула руку и перекрестилась. Семейство испугалось и бросилось в печной угол. Спустя несколько времени, ожившая сказала тихим голосом: «Дети!.. Не бойтесь, я жива», – а потом поднялась, села и при помощи семейства встала из гроба. «Успокойтесь, дети, – снова сказала она. – Вы испугались, почитая меня мертвою? Нет, мне назначено еще немного пожить. Бог, по благости Своей, желает спасения всякому и, таинственными судьбами руководя нас к блаженству, так всё устрояет, чтобы и самая смерть и возвращение к жизни служили многим на пользу!».

Что было с нею, когда считали ее умершею, об этом она почти ничего не говорила: только со слезами увещевала своих детей жить благочестиво и удаляться от всякого греха, утверждая, что великое блаженство ожидает праведных на небе и страшные мучения – нечестивых в аду! После того она продолжала еще труженическую жизнь свою шесть недель, умиленно устремляя мысленный взор свой в страну небесного отечества и, наконец, переселилась в небесные кровы (Новгородск. Влад., «Райские цветы с русской земли», 1891).

 

----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru