ЯРОСТНОЕ НАЧАЛО

 ----картинка линии разделения----

 

Наше яростное начало, когда оно движется вопреки естеству, весьма способствует достижению бесами своей цели и бывает очень полезно для всякого злохудожества их. 

Авва Евагрий Понтийский

 

----картинка линии разделения----

 

  

Авва Евагрий Понтийский 

Господство над яростным началом души

Наше яростное начало, когда оно движется вопреки естеству, весьма способствует достижению бесами своей цели и бывает очень полезно для всякого злохудожества их. Поэтому никто из бесов не отказывается от того, чтобы ночью и днем приводить в смятение это начало. Однако, когда видят его скованным кротостью, тогда стараются под какими-либо предлогами освободить его, дабы оно, став более стремительным, могло сделаться пригодным для их зверских помыслов.

Вследствие чего нельзя раздражать это начало ни праведными, ни неправедными делами, чтобы не давать опасный меч в руки внушающих нам злые помыслы, - я знаю, что многие часто делают это, воспламеняясь гневом больше, чем нужно, и часто по ничтожным поводам. Ради чего, скажи мне, ты столь скор на тяжбу, если ты презрел яства, богатства и славу человеческую? Почему ты обильно питаешь этого пса, дав обет ничего не иметь? Если он лает и бросается на людей, это значит, что он имеет нечто внутри и желает сохранить это стяжание. Я же убежден, что таковой гневный человек далек от чистой молитвы, зная, сколь губителен гнев для подобной молитвы. Кроме того, я удивляюсь, неужели он забыл святых, например, Давида, который восклицает: "Престани от гнева и остави ярость" (Пс.36:8), Екклезиаста, который заповедует: "Отстави ярость от сердца твоего, и отрини лукавство от плоти твоея" (Еккл.11:10), и Апостола, который повелевает воздевать на всяком месте "чистые руки без гнева и сомнения" (1Тим.2:8)? Почему мы не научаемся из таинственного и древнего человеческого обычая: изгонять собак из жилищ во время молитвы? Ведь он означает, что в душе молящихся не должно быть гнева. Также сказано: "Ярость змиев вино их" (Втор.32:33), а назореи воздерживаются от вина. Один из внешних мудрецов произнес, что желчный пузырь и задние части брюшка жертвенного животного несъедобны для богов, не ведая, как думаю я, о чем говорит. А по моему мнению желчный пузырь есть символ гнева, а задние части брюшка - символ неразумной похоти.

О том, что следует быть внимательным и укрощать яростное начало души

Если кто-нибудь желает добиться чистой молитвы и преподнести Богу ум без лукавых помыслов, то он должен властвовать над яростным началом души и внимательно следить за помыслами, порожденными этим началом, то есть за помыслами, случающимися с нами вследствие подозрительности, ненависти и памятозлобия, которые особенно ослепляют ум и уничтожают его небесное состояние. Относительно этого же нас увещевает и святой Апостол Павел, говоря, что следует воздевать "чистые руки без гнева и сомнения" (1Тим.2:8). Однако, дурные привычки часто преследуют отрекшихся от мира: они часто судятся и ссорятся с родственниками из-за имущества и владений, которые они, по иноческому обычаю, должны были бы раздать бедным. Таковые люди, по нашему разумению, становятся игрушкой в руках бесов и для самих себя делают еще более тесным путь монашеского жития, разжигая в себе гнев из-за тленного имущества и, в то же время, стараясь потушить этот гнев с помощью того же имущества. Это подобно тому, как если бы кто-нибудь пытался острой булавкой наложить мазь на больные очи свои. Господь заповедовал нам продать имение свое и раздать нищим (Мф.19:21), но делать это без ссоры и тяжбы. Ибо "рабу Господа не должно ссориться" (2Тим.2:24), но тому, кто захочет судиться с ним из-за рубашки отдать и верхнюю одежду (Мф.5:40), а ударяющему в правую щеку, подставить и другую (Мф.5:39).

И вообще нужно стараться оставлять имущество не так, как оставляет завладевший им якобы навсегда, но так, чтобы в час смертный не впасть в помыслы памятозлобия, если верно говорит мудрый Соломон, что "путие же злопомнящих в смерть" (Притч.12:28). Всякий же человек, владеющий преизобильным богатством и имуществом, должен знать, что он похитил пищу и одежду у слепых, хромых и прокаженных, а поэтому должен дать ответ Господу в день Страшного Суда.

Ты, горячо жаждущий чистой молитвы, внимательно следи за яростным началом своей души, и, любя целомудрие, владычествуй над чревом. Не питай свое чрево хлебом до сытости и стесняй его в его желании насытиться водой. Пусть словеса Святого Духа никогда не оставляют тебя, а руками добродетелей ты должен всегда стучать в дверь Священного Писания. Тогда взойдет для тебя, словно солнце, бесстрастие сердца и во время молитвы ты увидишь ум свой подобным звезде.

Когда взбаламучивается яростное начало души, то его успокаивают псалмопение, долготерпение и милосердие. Но все это должно происходить в подобающее время и в надлежащей мере, ибо случающееся без соблюдения меры и не вовремя - непродолжительно, а то, что непродолжительно, - вредно и неполезно. 

Гнев и ненависть способствуют росту яростного начала в Душе, а сострадание и кротость уменьшают его. 

По природе своей яростному началу души свойственно сражаться с бесами и бороться за какое-либо наслаждение. Поэтому Ангелы внушают нам духовное наслаждение и возникающее из него блаженство, призывая нас обращать свою ярость против бесов. Наоборот, бесы влекут нас к мирским похотям (Тит.2:12), заставляя яростное начало вопреки природе сражаться с людьми, дабы ум, омрачившись и отпав от ведения, стал предателем добродетелей. 

Ангел Тмуитской Церкви Серапион сказал: любовь врачует воспалившиеся части яростного начала души.

Яростное начало есть сила души, гибельная для помыслов.

 

           ----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com