ЗАПОВЕДЬ – НЕ КРАДИ 

----картинка линии разделения----

 

Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся... И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. 

Апостол Павел   

 

 ----картинка линии разделения----

 

БОГ (Отец)

Бог (Отец)

----картинка линии разделения----

Не кради (Исх.20:15).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Апостол Павел

Апостол Павел 

----картинка линии разделения----

Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное

Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем, и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. 

 

 

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас, но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф.4:25-32).

 

----картинка линии разделения----

 

Святитель (Апостол) Ерм

Много есть и еще, от чего должен воздерживаться раб Божий. Это — воровство и кража... пожелание чужого... подлинно, это есть зло для рабов Божиих... воздерживайся от этого и ты, чтобы тебе жить с Богом.

 

----картинка линии разделения----

 

  

Святитель Иоанн Златоуст

Преступление состоит в намерении ворующего

И хуже всего то, что ты грабишь и лихоимствуешь не потому, чтобы тебя угнетала нищета и понуждал голод, но для того, чтобы больше вызолотить узду у коня, кровлю на доме.

Переносить ради Бога расхищение имущества гораздо более значит, нежели благотворить. Потому, что это последнее есть плод расположения души и доброй воли, — оттого оно и легко, а то — наглость и насилие.

Не в количестве похищенного и украденного состоит преступление, но в намерении ворующего.

Наши молитвы должны быть чисты, но молитвы не могут быть чистыми тогда, когда они истекают из души нечистой. Ничто не делает души столь нечистою, как любостяжание и хищение.

 

 ----картинка линии разделения----

 

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА

Святитель Григорий Палама

----картинка линии разделения----

(Десятословие по Христианскому Законоположению)

«Не укради» (Исх.20:15), да не «сокровенных Ведатель» (Дан.13:42) тебе, яко презрителю Его, воздаст многократным наказанием. – Лучше убо из того, что есть у тебя, тайно подай нуждающимся, да от видящего в тайне Бога приимешь стократно больше того, и в будущем веке жизнь вечную.

Изъяснение заповеди

«Не укради» (Исх.20:14; Втор.5:19; Мф.19:18), да Ведущий сокровенное не воздаст тебе, пренебрегшему о Нем, сугубым наказанием. Но старайся и от даваемого тебе тайно уделять нуждающимся, чтобы приять от Бога, видящего в тайне, сторицею, и наследовать жизнь вечную в грядущем веке.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Филарет Московский

Святитель Филарет Московский

----картинка линии разделения----

(Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви)

О восьмой заповеди

ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Восьмой заповедью запрещается кража, или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим.

КАКИЕ ГЛАВНЕЙШИЕ ГРЕХИ, ЗАПРЕЩАЕМЫЕ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Есть особые грехи, запрещаемые этой заповедью. Главнейшие суть: 1) грабительство, или отнятие чужой вещи явно, насилием; 2) воровство, или похищение чужой вещи тайно; 3) обман, или присвоение чего-либо чужого хитростью, когда, например, отдают ложную (фальшивую) монету вместо истинной, плохой товар – вместо хорошего, посредством ложного веса или меры недодают проданного, скрывают свое состояние, чтобы не платить долгов, не исполняют обещанного по условиям или по завещаниям, когда скрывают виновного в краже и через это лишают удовлетворения обиженного; 4) святотатство, или присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви; 5) духовное святотатство, когда одни передают, а другие восхищают (т.е. принимают нечестно) священные должности не по достоинству, но из-за корысти; 6) мздоимство (взяточничество), когда берут мзду (вознаграждение) с подчиненных или подсудимых и по соображениям корысти возвышают недостойных, оправдывают виновных, притесняют невиновных; 7) тунеядство, когда получают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют и, таким образом, крадут и жалованье или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать; также когда имеющие силы приобретать пропитание трудом, вместо этого, живут милостыней; 8) лихоимство (вымогательство, или также взяточничество), когда под видом некоторого права, но на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность, или чужой труд, или бедственное положение ближних, например, когда заимодавцы (т.е. те, кто дает взаймы) обременяют должников ростом (займа), когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой, если во время голода продают хлеб по слишком высокой цене.

КАКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ СООТВЕТСТВУЮТ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ?

Так как запрещаются эти грехи, то через это предписываются следующие добродетели: 1) бескорыстие; 2) верность; 3) правосудие; 4) милосердие к бедным.

НЕМИЛОСЕРДИЕ К БЕДНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГРЕХОМ ПРОТИВ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ?

Немилосердный к бедным также грешит против восьмой заповеди, если у него есть чем помогать им. Ибо все, что мы имеем, принадлежит собственно Богу и избыток дается нам по Провидению Божию для помощи бедным, а потому, если не уделяем им от нашего избытка, то через это похищаем или скрываем их собственность и дар Божий.

КАКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ ПРОТИВОПОЛОЖНА ГРЕХАМ ПРОТИВ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ?

Есть еще высшая добродетель, противоположная грехам против восьмой заповеди. Такая добродетель, предлагаемая Евангелием не как обязанность для всех, но как совет ревнующим о подвигах благочестия, есть совершенное нестяжание, или отречение (отказ) от всякой собственности. «Аще хощети совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши (и будешь иметь) сокровище на Небеси» (Мф.19:21).

 

---картинка линии разделения текста---

  

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ

Святитель Николай Сербский

---картинка линии разделения---

(Объяснение десяти заповедей, данных Моисею)

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Исх.20:15. Не укради.

А это значит:

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве, и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

Братья, только невежды идут на воровство, то есть те, кто не знает двух главных истин этой жизни.

Первая истина состоит в том, что человек не может украсть незаметно.

Вторая истина состоит в том, что человек не может получить выгоду от воровства.

«Как это?» – спросят многие народы и удивятся многие невежды.

А вот как.

Наша Вселенная многоока. Вся она усыпана обилием очей, как слива весенней порой сплошь покрыта белыми цветами. Некоторые из этих глаз люди видят и чувствуют на себе их взгляды, но значительную часть они и не видят, и не чувствуют. Муравей, копошащийся в траве, не чувствует ни взгляда овцы, пасущейся над ним, ни взгляда наблюдающего за ним человека. Точно так же и люди не чувствуют взглядов неисчислимого числа высших существ, которые наблюдают за нами на каждом шагу нашего жизненного пути. Существуют миллионы и миллионы духов, которые пристально следят за тем, что происходит на каждой пяди земли. Как же тогда может вор украсть, чтобы это было незаметно? Как же тогда вор может украсть, чтобы это не обнаружилось? Невозможно сунуть руку в свой карман, чтобы миллионы свидетелей этого не увидели. Тем более невозможно сунуть руку в чужой карман, чтобы миллионы вышних сил не подняли тревогу. Понимающий это утверждает, что человек не может украсть незаметно и безнаказанно. Это первая истина.

Другая истина состоит в том, что человек не может получить выгоду от воровства, ибо как же он использует краденое, если незримые очи все видели и на него указали. А если на него указали, тогда тайное станет явным, и имя «вор» прилепится к нему до самой смерти. Силы небесные могут указать на вора тысячью способов.

Есть притча о рыбаках.

На берегу одной реки жили два рыбака со своими семьями. У одного было много детей, а другой был бездетным. Каждый вечер оба рыбака забрасывали свои неводы и шли спать. С некоторых пор стало так, что в сетях многодетного рыбака всегда оказывалось по две-три рыбины, а у бездетного – в изобилии. Бездетный рыбак из милости вытаскивал из своего полного невода по несколько рыбин и отдавал соседу. Так продолжалось довольно долго, быть может, целый год. В то время как один из них богател, торгуя рыбой, другой едва сводил концы с концами, порой не имея возможности даже хлеба купить своим детям.

«В чем тут дело?» – думал несчастный бедняк. Но вот однажды, когда он спал, ему открылась истина. Явился ему во сне некий человек в ослепительном сиянии, как ангел Божий, и сказал: «Скорее вставай и отправляйся на реку. Там ты увидишь, почему ты беден. Но когда увидишь, не давай волю гневу».

Тут рыбак проснулся и вскочил с постели. Перекрестившись, он вышел к реке и увидел, как его сосед перекидывает рыбину за рыбиной из его невода в свой. От негодования вскипела кровь у бедного рыбака, но он вспомнил предостережение и смирил гнев свой. Немного остыв, он спокойно сказал вору: «Сосед, может, тебе помочь? Ну что ж ты мучаешься в одиночку!»

Пойманный с поличным, сосед просто оцепенел от страха. Когда он пришел в себя, то бросился в ноги бедному рыбаку и воскликнул: «Поистине, Господь указал тебе на мое преступление. Тяжко мне, грешному!» И тогда отдал он бедному рыбаку половину своего богатства, чтобы тот людям о нем не рассказывал и в темницу не отправил.

Есть притча о торговце.

В одном арабском городе жил торговец Измаил. Когда бы он ни отпускал покупателям товар, он всегда обсчитывал их на несколько драхм. И состояние его весьма умножилось. Однако дети его были больны, и он тратил много денег на докторов и лекарства. И чем больше он тратил на лечение детей, тем больше он обманывал своих покупателей. Но чем больше он обманывал покупателей, тем сильнее болели его дети.

Однажды, когда Измаил сидел один в своей лавке, полный тревог о своих детях, ему показалось, что на миг раскрылись небеса. Он поднял глаза к небу, чтобы посмотреть, что там происходит. И видит: стоят ангелы у огромных весов, отмеряющих все блага, которыми Господь наделяет людей. И вот, подошла очередь семьи Измаила. Когда ангелы стали отмерять здоровье для его детей, они бросили на чашу весов здоровья меньше, чем было гирь на весах. Разгневался Измаил и хотел прикрикнуть на ангелов, но тут один из них обернулся к нему и говорит: «Мера правильна. Что же ты сердишься? Мы недодаем твоим детям ровно столько, сколько ты недодаешь своим покупателям. И так мы вершим правду Божию».

Измаил рванулся, как будто его мечом пронзили. И стал он горько каяться в своем тяжком грехе. С тех пор стал Измаил не только правильно взвешивать, но всегда добавлял лишку. А к детям его вернулось здоровье.

Кроме того, братия, краденая вещь постоянно напоминает человеку, что она украдена и что она – не его собственность.

Есть притча о часах.

Один парень украл карманные часы и носил их в течение месяца. После этого он вернул часы хозяину, признался в своем проступке и сказал:

– Когда бы я ни вытаскивал часы из кармана и смотрел на них, я слышал, как они говорят: «Мы – не твои; ты – вор!»

Господь Бог знал, что кража сделает несчастными обоих: и того, кто украл, и того, у кого украли. И чтобы люди, сыны Его, не были несчастны, Премудрый Господь дал нам эту заповедь: не укради.

«Благодарим Тебя, Господи, Боже наш, за эту заповедь, которая нам действительно нужна ради мира душевного и счастья нашего. Повели, Господи, огню Твоему, пусть сожжет руки наши, если они потянутся, чтобы своровать. Повели, Господи, змеям Твоим, пусть обовьются вокруг ног наших, если они отправятся воровать. Но, самое главное, молим Тебя, Всемогущий, очисти сердца наши от воровских помыслов и дух наш от воровских мыслей. Аминь». 

 

 

Один брат подделал ключ, отворил келью одного из старцев и взял его деньги. Старец же, обнаружив пропажу, написал хартию: «Господин брат, кто бы ты ни был, окажи любовь, оставь в следующий раз половину на мою нужду». И, разделив деньги на две части, положил хартию. Тот же, пришедши в другой раз и разорвав хартию, взял все деньги. Потом, спустя два года, он стал умирать, и душа его не выходила. Тогда призвал он старца и покаялся ему в содеянном, и по молитвам старца мирно отошел ко Господу.

Авва Спиридон, будучи епископом города Тримифунта, продолжал также пасти овец. Однажды в полночь воры тайно подошли к овчарне, но были связаны невидимою силою. На рассвете авва пришел в овчарню и увидел воров со связанными руками. Сотворив молитву и наставя их на путь истинный, авва отпустил воров. Отпуская их, он подарил им овцу, сказав: чтобы люди не подумали, что вы даром стерегли овчарню.

Как-то разбойники приплыли на челнах к Красному острову на Новом озере. «Сыны беззакония, — грозно сказал отшельник, преподобный Кирилл Новоезерский, при встрече с ними, вы забыли, что есть грозный суд правды Божией и па пустой остров явились для грабежа, и у пустынника думаете найти корысть? Что вы делаете? Все мое серебро в моей келье...»

Один из разбойников поспешил в келью преподобного, а на других вдруг напал мрак, скоро из кельи послышались жалобные вопли их товарища: он просил избавить его от двух юношей, которые нещадно его били... Ослепленные разбойники стали просить преподобного отпустить их с миром. Старец отпустил их со словами: «Вперед не злодействуйте, чтобы не быть в аду».

В другой раз воры сняли колокола у бедного храма обители и спешили переправиться на другой берег, но заблудились и должны были вернуться в обитель. «Зачем вы пришли сюда?» — спросил их преподобный Кирилл. Те пали к ногам его и просили прощения. «Еще не бывало того, — сказал Угодник Божий, — чтобы кто был счастлив чужим добром. Алчешь чужого — потеряешь свое. Вор не бывает богат, а бывает горбат. И с умом воровать — беды не миновать... Заработанный ломоть лучше краденого каравая. Помните эту народную мудрость». Затем велел накормить их и отпустил с миром.

----картинка линии разделения----

Авва Ссраиион рассказывал: «Когда я был молод... встав однажды от трапезы, по действию диавола, похитил я одну долю хлеба и съел ее тайно от моего аввы. И как я продолжал это делать некоторое время, то, преобладаемый уже страстью, не мог преодолеть себя, но только одна совесть меня осуждала, а сказать старцу я стыдился. Случилось же, по устроению человеколюбивого Бога, прийти некоторым людям к старцу ради душевной пользы. Старец сказал им: «Ничто столько не причиняет вреда монахам и радости демонам, как утаение помыслов от отцов духовных». Он говорил им и о воздержании. Я же, сокрушаясь о грехах, в страхе начал плакать, потом выбросил похищенный хлеб и, повергшись на землю, просил прощения. Старец сказал: «Чадо! Твоя исповедь освободила тебя от плена, и ты, произнося осуждение себе, убил в укрывательстве уязвляющего тебя демона». Вдруг нечистая сила, как огненное пламя, вышло из пазухи моей... и храмина наполнилась смрадом. Тогда старец сказал: «Знамение это свидетельствует о твоем освобождении».

----картинка линии разделения----

Однажды авва Зенон проходил Палестину и, утомившись, сел для принятия пищи у огуречного огорода. Помысл говорил ему: «Возьми один огурец и съешь, ибо, что в этом важного?» Но он отвечал своему помыслу: «Воры подвергаются наказанию; так испытай себя, можешь ли ты перенести наказание». Вставши, он пять дней простоял на жаре и, изнуренный жаром, сказал сам себе: «Не могу снести наказания», потом говорит своему помыслу: «Если не можешь, то не воруй и не ешь».

----картинка линии разделения----

При жизни святого Андрея, Христа ради юродивого, в Царьграде жил лютый грешник, обкрадывавший мертвецов. Однажды, узнав о погребении в уединенном месте девицы, дочери вельможи, он отправился к ее могиле с целью снять с нее драгоценные одежды. На пути встретил его святой Андрей и, предузнав о нечестивом деле, начат уговаривать его не делать этого, в противном же случае угрожал Божиим наказанием. Вместо того, чтобы послушаться святого, тот только посмеялся над ним и пошел, куда задумал. Отвалив камень от пещеры, в которой была погребена девица, он раскрыл ее гроб, снял с нее саван, затем драгоценную одежду и, наконец, не устыдился и совсем обнажить ее — взял последнюю рубашку. Но в то самое время, когда он заканчивал свое гнусное дело, повелением Божиим умершая встала из гроба и правой рукой ударила его по лицу, и он тотчас же лишился зрения. «Окаянный! — сказала она. — Хоть бы из-за стыда ты оставил мне последнюю из одежд. Но теперь не будешь красть никогда! И с этого дня узнаешь, что есть Бог, жив Иисус Христос, есть Суд и будет воздаяние по смерти». Ослепший вор после этого волей неволей оставил свое ремесло и начал кормиться подаянием. Часто жестоко он упрекал себя за свою прежнюю жизнь. «Будь ты проклята, — говаривал он иногда, — моя ненасытная жадность, ради тебя я получил эту ужасную слепоту. Худо тому, кто живет в праздности и занимается воровством».

----картинка линии разделения----

Однажды три старца-слепца вели беседу между собой, и один из них спрашивает другого: «Как ты ослеп?» «В молодости я был матросом, — отвечал собеседник. — Мы плыли из Африки, и в море у меня вдруг разболелись глаза так, что не мог и ходить. Потом на глазах появились бельма, и я ослеп». «А ты как ослеп?» — спросил тот же слепец другого товарища по несчастью. «Я был стекольщиком, отливал стекла. Брызги попали мне в глаза, и я ослеп». «Ну, а ты сам каким образом потерял зрение?» — спросили оба слепца первою. «Сказать вам по правде, — отвечал тот, — в молодости я ненавидел труд, к тому же был и мот. Дошло до того, что мне нечего было есть, и я принялся за воровство. Однажды, уже совершив много преступлений, я остановился на площади. Смотрю — хоронят покойника, роскошно одетого. Иду за процессией, чтобы заметить место погребения. Обошли церковь святого Иоанна и, положив покойника в склепе, разошлись. Тогда я, оставшись один, вошел в склеп. Сняв с покойника все одежды, оставил на нем только один саван. Я уже собирался выйти, как дурная привычка будто шепнула мне: «Прихвати и саван, он из дорогой материи». Я и вернулся себе на горе! Как только снял и саван, совершенно обнажив мертвеца, он вдруг встал прямо передо мной, простер обе руки. Ощупав пальцами мое лицо, он вырвал мне глаза. Тогда я, несчастный, бросив все, с большой горестью выбежал из могилы. Так я ослеп».

----картинка линии разделения----

В одном селе жил благочестивый крестьянин, который неопустительно каждый праздник посещал храм Божий. Где бы он ни был, услышав звон церковного колокола, собирал своих детей и вместе с ними шел в церковь, а жене приказывал не медлить дома с приготовлением пищи, но спешить к богослужению.

Однажды, в день памяти святителя Николая, хозяйка так торопилась закончить свои дела, что в суете забыла запереть дверь. В это время мимо дома проходил известный всему селу вор. Заметив незапертую дверь, он вошел в дом и начал собирать все, что было для него ценным. Он связал все вещи и уже собрался уходить, как вдруг через закрытую дверь вошел сам святитель Николай в полном архиерейском облачении. Грозно взирая на вора, он воскликнул: «Как?! Люди, любящие Бога, ушли в храм и забыли запереть свою хижину, а ты воспользовался этим, чтобы похитить их достояние, приобретенное тяжкими трудами?» При этих словах святитель ударил вора по щеке, и тот сразу же ослеп. Он начал бродить по дому, чтобы найти дверь, и никак не мог выйти.

Хозяева вернулись из храма и заметили, что в доме кто- то ходит. Когда они вошли, то увидели хорошо знакомого вора, который с плачем рассказал о явлении ему святителя Николая и о наказании за воровство.

Вор, к радости всего села, был осужден на поселение в Сибирь. Заключенные шли мимо храма, где была икона святителя Николая Чудотворца. Зайдя в церковь и упав на колени перед иконой, вор с горьким покаянным плачем стал просить прощения у Угодника Божиего, обещал не возвращаться к прежней жизни. Прикладываясь к иконе, он ощутил, что вновь видит свет.

 

----картинка линии разделения---- 

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com