ЗАПОВЕДЬ - НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЕНИ БОГА НАПРАСНО

----картинка линии разделения----

 

Этой заповедью запрещается неблагоговейное употребление имени Божия, например: в пустых разговорах и шутках. Грехами против третьей заповеди являются: божба, т.е. легкомысленное употребление клятвы, богохульство, кощунство, нарушение обетов, данных Богу. 

Епископ Александр (Милеант)

 

 ----картинка линии разделения----

 

БОГ (Отец)

Бог (Отец)

----картинка линии разделения----

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх.20:7).

 

  ----картинка линии разделения----

 

iisus hristos

Иисус Христос (Спаситель)

----картинка линии разделения----

 Да будет слово ваше: да, да; нет, нет

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:33-37).    

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Григорий Палама

Святитель Григорий Палама 

----картинка линии разделения----

(Десятословие по Христианскому Законоположению)

«Не возмеши имени Господа Бога твоего – всуе» (Исх.20:7), – ложно божась или клянясь ради чего-либо земного, или ради страха человеческого, или ради стыда, или ради собственной корысти. Клятвопреступление есть отречение от Бога. Потому не спеши божиться, но всячески избегай божбы, боясь как бы ради ее не впасть в клятвопреступление, от Бога отчуждающее, и к беззаконным причясляющее. но будь истинен во всех словах своих, и доставишь им чрез то твердость клятвы. Если же когда случится тебе без нужды связать себя клятвой, то, [когда это] будет в чем-либо сообразном с божественным законом, делай то, поколику оно законно, а вину свою, что так неосмотрительно поступил, очисть милостыней, молитвой, плачем и тела озлоблением, умилостивляя тем Христа, рекшего: не клянись, или не божись. – Когда же то будет в чем-либо беззаконом, то смотри из-за божбы своей (неразумной) отнюдь не делай дела беззаконного, чтоб не быть сопрочастну к пророкоубийцу Ироду. Но оставь эту беззаконную клятву неисполенною, положи потом себе законом не божиться и не клясться без разбора, спеша умилостивить Бога, приболезненнейше пользуясь вышеуказанными врачевствами.

8) Один день недели, – который называется Господним, потому что посвящается Господу, воскресшему в оный из мертвых, и тем общее всех воскресение предуказавшему и в нем предуверившему, – этот день святи (Исх.20:10–11), и никакого житейского дела в оный не делай, кроме необходимых, и всем, кои под тобой и с тобой, давай покой, чтоб вместе славить стяжавшего нас своей смертью и воскресением своим совоскресившему наше естество. Воспоминай будущий век и поучайся во всех заповедях и оправданиях Господних; и самого себя испытуй, не преступил ли или не оставил ли чего, и исправь себя во всем. Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных; причащайся Святого тела и крови Христовой, и начало полагай исправнейшей жизни, обновляй себя и уготовляй к принятию будущих вечных благ, ради которых земным не пользуйся на зло даже и в прочие дни; в день же Господень, чтоб Богу приседеть, совсем все то оставляй, кроме необходимейшего, без чего жить нельзя. Имея, таким образом, Бога местом прибежища, ты не преступишь заповеди, огня страстей не возжешь, и бремени греха на себя не возьмешь, и тако освятишь день субботный, субботствуя не деланием зла. – Дню Господню уподобляй и великие узаконенные праздники, тоже в них делая, и от того же воздерживаясь.

 

 

ИЗЪЯСНЕНИЕ ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ

«Не возмеши имени Господа Бога Твоего всуе» (Исх.20:7; Втор.5:11). Не клянись ложно по каким либо человеческим расчетам, по страху людей, или из стыда, или из личных выгод. Клятвопреступление есть отрицание Бога. Поэтому не клянись, но говори всегда правду. Говоря всегда одну правду, ты сообщишь словам своим силу клятвы. Если же когда либо случится тебе прибегнуть к клятве, чего, впрочем, нужно избегать, то, поклявшись сделать что либо согласное с законом Божиим, исполни это как долг свой, но в то же время обсуждай строго побуждения, кои довели тебя до клятвы, благотворением, молитвою, сокрушением духа и лишениями телесными умилостивляя Христа, рекшего: не клянись. Если же ты поклялся сделать что либо противузаконное, не совершай преступного для того только, чтоб сдержать слово: иначе ты уподобишься Ироду – пророкоубийце (Мф.14:7,9). Но отвергнув беззаконную клятву, поставь себе за правило вовсе не клясться, и вместе с тем умилостивляй Бога за свой грех, с большим тщанием и со слезами врачуя себя вышеуказанными средствами.

Не спеши божиться, но всячески избегай божбы

Не возмеши имени Господа Бога твоего - всуе  (Исх. 20:7), - ложно божась или клянясь ради чего-либо земного, или ради страха человеческого, или ради стыда, или ради собственной корысти. Клятвопреступление есть отречение от Бога. Потому не спеши божиться, но всячески избегай божбы, боясь как бы ради ее не впасть в клятвопреступление, от Бога отчуждающее, и к беззаконным причясляющее, но будь истинен во всех словах своих, и доставишь им чрез то твердость клятвы. Если же когда случится тебе без нужды связать себя клятвой, то, когда это будет в чем-либо сообразном с божественным законом, делай то, поколику оно законно, а вину свою, что так неосмотрительно поступил, очисть милостыней, молитвой, плачем и тела озлоблением, умилостивляя тем Христа, рекшего: не клянись, или не божись. - Когда же то будет в чем-либо беззаконом, то смотри из-за божбы своей (неразумной) отнюдь не делай дела беззаконного, чтоб не быть сопрочастну к пророкоубийцу Ироду. Но оставь эту беззаконную клятву неисполенною, положи потом себе законом не божиться и не клясться без разбора, спеша умилостивить Бога, приболезненнейше пользуясь вышеуказанными врачевствами. 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон Задонский 

----картинка линии разделения----

Божба

Крайне берещися имя Божие напрасно поминать, где не надлежит (о чем учитель может рассказать), и не божиться, как обычай многих есть: «ей Богу, на то Бог, на то Христос», или... «вот тебе Бог, вот тебе Христос!»... но, по Христову словеси, только да будет слово: «ей, ей!». Во лжи и шутках крайне берегись помянуть имене Божия, да не тотчас суд Божий постигнет тебе. Ибо Бог наш есть огнь поядаяй. Вошли в обычай божбы, крайне непристойныя христианам, как-то: «ей Богу, на то Бог, свидетель Бог, видит Бог, на то Христос», и проч.; и поминаются оне от людей часто, и почти во всяких словах. Таковые божбы не иное что суть, как сатанинский вымысл, на безчестие имене Божия и погибель человеческую изобретенный. Ты берегись тако и подобно тому божиться. Когда нужда будет тебе утвердить истину, буди тебе слово Христово: «ей, ей; ни, ни» (Мф. 5:37). Прочее все от неприязненнаго духа.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Филарет Московский

Святитель Филарет Московский

----картинка линии разделения----

(Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви)

О третьей заповеди

КОГДА ИМЯ БОЖИЕ ПРОИЗНОСИТСЯ НАПРАСНО?

Имя Божие приемлется всуе, или напрасно произносится, когда произносится в разговорах бесполезных и суетных, а тем более напрасно, когда произносится лживо или с нарушением благоговения.

КАКИЕ ГРЕХИ ЗАПРЕЩАЮТСЯ ТРЕТЬЕЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Третьей заповедью запрещаются следующие грехи: 1) богохуление, или дерзкие слова против Бога; 2) ропот на Бога, или жалобы на Его Провидение; 3) кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание; 4) невнимательность в молитве; 5) ложная клятва, когда утверждают клятвой то, чего нет; 6) клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы; 7) нарушение обетов, данных Богу; 8) божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах.

ЧТО СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БОЖБЕ В РАЗГОВОРАХ?

В Священном Писании есть особое запрещение божбы в разговорах. Спаситель говорит: «Аз же глаголю вам, не клятися всяко (не клянись вовсе)... Буди же слово ваше, ей, ей, ни, ни: лишше же сею от неприязни есть» («да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то – от лукавого) (Мф.5:34, 37).

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЛИ КЛЯТВА В ДЕЛАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ?

Этим не запрещается всякая клятва в делах общественных. Апостол Павел говорит: «Человецы бо большим кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть. В немже лишше хотя Бог показати наследником обетования непреложное совета Своего, ходатайствова клятвою» (Евр.6:16–17).

Из этого следует заключить, что если Сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти, употреблять клятву и присягу, с благоговением и твердым намерением отнюдь не изменять ей.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

----картинка линии разделения----

Грехи против Господа Бога... напрасная божба

Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. Причастия. Лицемерие в Богопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (черта). Ядение или питие в воскресные и праздничные дни до окончания Литургии. Нарушение постов или неточное соблюдение их, рабочее дело в праздники.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Феофан Затворник

 Святитель Феофан Затворник

----картинка линии разделения----

Бездна зла исходит из языка… неразумная божба, клятвопреступление 

Святой Василий Великий начал перечень грехопадений языка. Доведем его до конца и представим полную картину злоупотреблений словом, чтоб сделать более наглядным, какая, точно, бездна зла исходит из языка. Вот его порождения: осуждение, злословие, клевета, пересуды, насмешки, колкости, язвительные острословия, пересмеивания, иронии, шутки, смехотворство, празднословие, многословие, педантство, самохвальство, вестовщичество (страсть к сплетням, слухов и новостей), низкая лесть, пресмыкательство, вкрадчивость, притворная дружба, измена тайны, вероломство, нарушение слова, двуязычие, ложь, обман, ковы, надувание, проводы (хитрость), наушничество, шепотничество, ябеда, кляузы, укоры, оскорбительные слова, брань, сквернословие, свары, задор, лжесвидетельство, неразумная божба, ложная клятва, клятвопреступление, клятьба (проклятие), ворожба, заговоры, ропот, богохульство. И всё ли еще? Вот как многообразно зло в языке и под языком! Он, точно, по слову апостола Иакова, есть не «удержимо зло, исполнь яда смертоносна» (Иак. 3:8). Не справедливо ли потому обуздание его поставлено на первом месте?! Стоит только против этих злоупотреблений языком поставить доброе употребление слова, чтоб убедиться, какое благо должно преисполнять то общество, в котором преобладает сие последнее, и как, напротив, несчастно то, в котором в большом ходу первые! Там и жить нельзя, а не только видеть дни благи.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Епископ Александр (Милеант)

Епископ Александр (Милеант)

----картинка линии разделения----

Грехами против третьей заповеди являются:… божба

«Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». 
Этой заповедью запрещается неблагоговейное употребление имени Божия, например: в пустых разговорах и шутках. Грехами против третьей заповеди являются: божба, т.е. легкомысленное употребление клятвы, богохульство, кощунство, нарушение обетов, данных Богу, клятвопреступление и призвание Бога во свидетели в пустых житейских делах. Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением, потому что оно обладает величайшей силой. Человеческому слову с призванием имени Божия повинуется природа, о чем существует немало рассказов в Библии. Книга Деяний Святых Апостолов повествует о многих чудесах и изгнании бесов, совершенных именем Христовым. Поэтому имя Божие следует употреблять, собрав свои мысли, – в молитве и в серьезной беседе о Боге. Употребление Его имени в клятве или присяге разрешается только в исключительно важных случаях (Евр.6:16-17). Имя Божие, призываемое с вниманием и благоговением на молитве, привлекает к человеку Божью благодать, приносит свет уму и радость сердцу. Ни при каких обстоятельствах нельзя разрешать себе шуток и разговоров в храме. 

 

----картинка линии разделения----

 

СКИТСКИЙ ПАТЕРИК

Избегай в обыкновенных разговорах своих божбы и клятвы…

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:33-37). Без всякой причины не клянись небом – оно есть Престол Божий, ни землей – она есть подножие ног Его, ни святыней какой-либо, ни своей главой – она есть премудрое создание Божие. Помни: божба или клятва, в обыкновенных разговорах употребляемая, происходит от неимения надлежащего страха Божия. Произноси имя Божие благоговейно, трепетно. 

Авва Нистерой Великий говорил: «Христианину должны быть чужды клятва и клятвопреступление». Некто из отцов спросил авву Пимена: «Кто это говорит: Причастник аз есмь всем боящимся Тебе (Пс. 118:63)?». – «Это говорит Дух Святый», – отвечал старец. Об авве Оре сказывали, что он никогда не лгал и не божился, никому не желал зла и без крайней нужды не говорил.

 

 ----картинка линии разделения----

comintour.net
stroidom-shop.ru
obystroy.com