ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНЫХ СИМЕОНА, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВОГО,

И СПОСТНИКА ЕГО ИОАННА

----картинка линии разделения----

 

 

Пре­по­доб­ные Си­ме­он, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, и спост­ник его Иоанн бы­ли си­рий­ца­ми, жи­ли в VI в. в го­ро­де Едес­се. С дет­ства их свя­зы­ва­ла тес­ная друж­ба. Стар­ший из них, Си­ме­он, был хо­лост и жил с пре­ста­ре­лой ма­те­рью. Иоанн же, толь­ко что всту­пив в брак, жил с от­цом (мать его умер­ла) и с мо­ло­дой су­пру­гой. Оба дру­га при­над­ле­жа­ли к бо­га­тым се­мьям. Ко­гда Си­мео­ну ис­пол­ни­лось 30 лет, а Иоан­ну 24, они со­вер­ши­ли пу­те­ше­ствие в Иеру­са­лим на празд­ник Воз­дви­же­ния Чест­но­го и Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня. На об­рат­ном пу­ти дру­зья бе­се­до­ва­ли о пу­тях спа­се­ния ду­ши. Сой­дя с ко­ней, они от­пра­ви­ли слуг с ко­ня­ми впе­ред, а са­ми по­шли пеш­ком.

Дой­дя до Иор­да­на, они уви­де­ли на бе­ре­гу ре­ки мо­на­сты­ри, рас­по­ло­жен­ные на гра­ни­це пу­сты­ни. У обо­их вспых­ну­ло неудер­жи­мое же­ла­ние оста­вить мир и про­ве­сти осталь­ную жизнь в ино­че­ских по­дви­гах. Они свер­ну­ли с до­ро­ги, по ко­то­рой шли их слу­ги в Си­рию, и, усерд­но по­мо­лив­шись Бо­гу, на­пра­ви­лись в про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну – к мо­на­сты­рям. Они про­си­ли Гос­по­да ука­зать, ка­кой мо­на­стырь им из­брать и ре­ши­ли пой­ти в ту оби­тель, во­ро­та ко­то­рой бу­дут от­кры­ты. В это вре­мя Гос­подь из­ве­стил во сне игу­ме­на оби­те­ли Ни­ко­на от­крыть мо­на­стыр­ские во­ро­та и впу­стить в оби­тель овец Хри­сто­вых. В ве­ли­кой ра­до­сти дру­зья по­до­шли к от­кры­тым во­ро­там мо­на­сты­ря, бы­ли лас­ко­во при­ня­ты игу­ме­ном и оста­лись в оби­те­ли. В ско­ром вре­ме­ни они при­ня­ли по­стриг.

Про­быв неко­то­рое вре­мя в оби­те­ли, Си­ме­он воз­го­рел­ся же­ла­ни­ем уси­лить свой по­двиг, уй­ти вглубь пу­сты­ни и там под­ви­зать­ся в пол­ном уеди­не­нии. Иоанн не за­хо­тел от­стать от сво­е­го дру­га и ре­шил раз­де­лить с ним тру­ды пу­стын­но­жи­тель­ства. Игу­ме­ну Ни­ко­ну Гос­подь от­крыл на­ме­ре­ние дру­зей, и в ту ночь, ко­гда ино­ки Си­ме­он и Иоанн хо­те­ли по­ки­нуть оби­тель, он сам от­крыл им во­ро­та, по­мо­лил­ся с ни­ми, дал свое бла­го­сло­ве­ние и от­пу­стил в пу­сты­ню.

На­чав пу­стын­ни­че­скую жизнь, ду­хов­ные бра­тья вна­ча­ле пре­тер­пе­ли силь­ную брань от диа­во­ла, вну­шав­ше­го им пе­чаль об остав­лен­ных род­ных, устра­шав­ше­го по­движ­ни­ков, на­во­див­ше­го на них рас­слаб­ле­ние, уны­ние и ле­ность. Бра­тья Си­ме­он и Иоанн, твер­до пом­ня о дан­ных ими при по­стри­же­нии обе­тах, упо­вая на мо­лит­вы сво­е­го стар­ца, игу­ме­на Ни­ко­на, про­дол­жа­ли неуклон­но сле­до­вать по из­бран­но­му пу­ти, про­во­ди­ли вре­мя в непре­стан­ных мо­лит­вах в стро­гом по­сте, под­дер­жи­вая друг дру­га в борь­бе про­тив ис­ку­ше­ний. Через неко­то­рое вре­мя с по­мо­щью Бо­жи­ей ис­ку­ше­ния пре­кра­ти­лись.

Ино­ки по­лу­чи­ли от Бо­га из­ве­ще­ние, что мать Си­мео­на и су­пру­га Иоан­на скон­ча­лись и Гос­подь удо­сто­ил их рай­ско­го бла­жен­ства. По­сле это­го Си­ме­он и Иоанн про­жи­ли в пу­стыне 29 лет, до­стиг­ли пол­но­го бес­стра­стия и вы­со­кой сте­пе­ни ду­хов­но­сти. Пре­по­доб­ный Си­меон по вну­ше­нию Бо­жию по­мыс­лил о том, что им сле­ду­ет те­перь по­слу­жить лю­дям, а для это­го необ­хо­ди­мо оста­вить пу­стын­ное уеди­не­ние и ид­ти в мир. Но свя­той Иоанн, счи­тая, что не до­стиг еще та­кой сте­пе­ни бес­стра­стия, как его спо­движ­ник, ре­шил не остав­лять пу­сты­ни. Бра­тья рас­ста­лись со сле­за­ми. И Си­ме­он на­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, там по­кло­нил­ся Гро­бу Гос­под­ню и всем свя­ты­ням. По сво­е­му ве­ли­ко­му сми­ре­нию свя­той по­движ­ник усерд­но мо­лил­ся Гос­по­ду спо­до­бить его по­слу­жить ближ­ним та­ким об­ра­зом, чтобы они не про­слав­ля­ли его.

Свя­той Си­ме­он из­брал для се­бя труд­ный по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди. При­дя в го­род Емес­су, он остал­ся в нем и вел се­бя как безум­ный, со­вер­шая стран­ные по­ступ­ки, за что под­вер­гал­ся на­смеш­кам, бра­ни и по­бо­ям, и меж­ду тем со­вер­шал мно­го доб­рых дел. Он из­го­нял бе­сов, ис­це­лял бо­лез­ни, из­бав­лял от ско­ро­по­стиж­ной смер­ти, неве­ру­ю­щих при­во­дил к ве­ре, а греш­ни­ков – к по­ка­я­нию. Все эти доб­рые де­ла он со­вер­шал под ви­дом юрод­ства, и ни­ка­кой по­хва­лы или бла­го­дар­но­сти от лю­дей не по­лу­чал. Но вы­со­ко чтил сво­е­го ду­хов­но­го бра­та пре­по­доб­ный Иоанн: ко­гда в пу­стыне его на­ве­щал кто-ли­бо из жи­те­лей го­ро­да Емес­сы, про­ся со­ве­та и мо­литв, он неиз­мен­но на­прав­лял их к «юро­ди­во­му Си­мео­ну», ко­то­рый мог луч­ше пре­по­дать со­вет ду­хов­ный.

За три дня до сво­ей смер­ти свя­той Си­ме­он пе­ре­стал по­яв­лять­ся на ули­цах, за­тво­рил­ся в сво­ей хи­жине, в ко­то­рой, кро­ме вя­зан­ки хво­ро­ста, ни­че­го не бы­ло. Про­быв в непре­стан­ной мо­лит­ве три дня, свя­той Си­ме­он пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду. Неко­то­рые из го­род­ских ни­щих, дру­жив­ших с ним, не встре­чая юро­ди­во­го, при­шли к его хи­жине и там на­шли его мерт­вым. Взяв те­ло усоп­ше­го, они от­нес­ли его без обыч­но­го цер­ков­но­го пе­ния на ме­сто, где по­гре­ба­ли без­дом­ных и стран­ни­ков. Ко­гда нес­ли те­ло свя­то­го Си­мео­на, неко­то­рые из жи­те­лей слы­ша­ли див­ное цер­ков­ное пе­ние, не по­ни­мая, от­ку­да оно ис­хо­дит.

Вслед за свя­тым Си­мео­ном в пу­стыне мир­но ото­шел к Гос­по­ду пре­по­доб­ный Иоанн. Неза­дол­го до кон­чи­ны свя­то­му Си­мео­ну бы­ло да­но уви­деть ве­нец над го­ло­вой сво­е­го ду­хов­но­го бра­та с над­пи­сью: «За пу­стын­ни­че­ское тер­пе­ние».

 

----картинка линии разделения----