СВЯТИТЕЛЬ АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ
Смерть можно считать злом, если она вредит душе, но если ничего душе не причиняет, то она совсем не зло. А что не является злом, то конечно же благо, ведь зло — это то, что порочно, тогда как не имеющее порока — благо. По этой причине вещи благие противоположны дурным, а дурные — благим. В самом деле, невиновность там, где отсутствует стремление причинить вред, и виновным называют злонамеренного, милосердным — того, кто прощает, а жестокосердным — того, кто неспособен смягчаться и прощать.
Вообще, смерть бывает трех родов. Одна — это смерть вследствие греха, о ней говорит пророк: Душа, которая согрешает, погибнет (Иез. 18:4). Другая смерть — таинственная, когда человек умирает для греха и начинает жить для Бога, об этой смерти говорит апостол: Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть (Рим. 6:4). Третья — смерть, завершающая бег и дар нашей жизни, иначе говоря, разлучение души и тела. Заметим, что только одна смерть — зло, когда мы погибаем из-за собственных прегрешений. Вторая, напротив, — благо, ибо тот, кто прежде был мертв, освобождается от греха. Третья же смерть — ни то, ни другое. Для верных она представляется благом, но большинству людей внушает страх. Хотя она освобождает всех, радость дает немногим. И дело здесь не в каком-то изъяне, присущем смерти, а в нашей слабости: нас уловляют телесные желания и прочие удовольствия этого мира, и потому мы страшимся подойти к завершению пути, где нас ждет больше горечи, чем наслаждения. Но иначе думали святые и мудрецы, которые сокрушались о долготе земного странствия и полагали более прекрасным освободиться от земной жизни и пребывать со Христом, они даже проклинали день своего рождения, говоря, подобно Иову: Да погибнет день, когда я родился (Иов. 3:3).
ЖИТИЕ
День памяти: 7(20) декабря
Амвросий Медиоланский родился около 340 года в Тревире (Трир) в знатной христианской семье.
Амвросий был первым латинским отцом церкви, который родился и вырос в христианской семье. Его аристократический род мог похвастаться мученицей Соферией, погибшей во время гонений при Диоклетиане. В молодости Амвросий получил блестящее риторское образование и был назначен на пост управляющего несколькими провинциями с резиденцией в Милане.
В 352 году, после смерти отца, Амвросий переселяется в Рим, где продолжает свое образование. Около 370 года он становится советником префекта, а через три года префектом Медиолана (Милан).
В 374 году умирает епископ города и возникает распря между арианами и православными города о кандидатуре нового предстоятеля. Согласно преданию, во время спора некий грудной младенец произнес «Амвросия во епископы!». Так или иначе, но его кандидатура была хорошим компромиссом. Сам префект хотел отказаться, но император Валентиниан утвердил выбор горожан.
Фактически за неделю с 30-го ноября до 7-го декабря Амвросий был крещен (по традиции того времени благочестивые верующие крестились довольно поздно), затем поставлен во чтеца, иподиакона, диакона, пресвитера и, наконец, епископа. После этого он раздал имущество и до конца жизни вел строгий образ жизни.
Будучи убежденным сторонником никейского православия, он противодействовал арианству и довольно быстро переубедил многих из своей паствы. Боролся он и с ее старыми языческими привычками. Когда Феодосий Великий при подавлении бунта в Фессалониках проявил излишнюю жесткость, Амвросий, по преданию, запретил ему приступать к Таинствам Церкви. Со свойственным ему уважению к церковной дисциплине император подчинился и покаялся.
Амвросий заслужил большую любовь паствы, сообщают даже о свершенных по его молитвам чудесам. Скончался он в мире со всеми 4-го апреля 397 года в Великую Субботу.