СВЯТИТЕЛЬ АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ
Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем: ибо время близко.
Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарений ума или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи Божественного осияния. Если апостол говорит, что это Откровение «дано Христу от Бога», то употребляет выражение применительно к природе человеческой, ибо в своем Евангелии он более всех других евангелистов изображает Его в чертах возвышенных и выражениях Божественных. Также и здесь чрез служащего ангела и именем учащихся «рабов» указывает нам на величие Божества Христова, ибо Ему «работна всяческая» (Пс.118:91). Выражение «бытии вскоре» обозначает, что некоторое из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками, да и относящееся к концу не замедлит исполниться, «ибо у Господа тысяча лет яко день вчерашний, иже мимо иде» (Пс.89:5; 2Пет.3:8). Прославляет тех, которые читают и слушают, чтобы исполнять, потому что назначенное людям время для делания и получения блаженства кратко. «Делайте, дóндеже день есть, приидет нощь, егда никтоже может делати», – говорит Господь (Ин.9:4). Иначе: по сравнению этой кратковременной жизни с будущею, вечною, близко время воздаяния «коемуждо по делом его» (Откр.22:12).
«Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова»
О жизни святого Андрея ничего неизвестно, кроме того, что он был архиепископом Кесарии Каппадокийской. Спорными остаются даже даты его жизни. Единственное сохранившееся его произведение – Толкование на Апокалипсис. Как один из первых полных святоотеческих комментариев на Откровение Иоанна Богослова, он оказал большое влияние на дальнейшую традицию толкований последней книги Библии. Подлинность Откровения, которую часто ставили под сомнение, святой Андрей подтверждает ссылками на Папия Иерапольского, свт. Иринея Лионского, сщмч. Мефодия Патарского и свт. Ипполита Римского. О своем труде святитель пишет: «Потому же и мы приступаем к изъяснению виденного блаженным Богословом не как постигшие глубину сокрытого в нем духа, ибо не осмеливаемся и не имеем в виду даже изъяснить всего сказанного в буквальном смысле, но желаем только дать упражнение уму в дальнейшем стремлении, презрении, как непостоянного, настоящего и желании будущего, как вечного» (Предисловие). Толкование святителя Андрея высоко ценили в Древней Руси, существовало много его списков, в т.ч. и лицевых (иллюстрированных).