БОЖИЯ ЭПИТИМЬЯ
Вот и вы вкушаете от общей участи человеческой - в поте лица снедать хлеб свой. Это Божия епитимья!
Божия епитимья. В чем ее характерная особенность
Молите Господа не лишить прежней милости и помощи. И не лишит. Но будет епитимья. У Господа своя на всякого провинившегося налагается епитимия, которая состоит в том, что Он кающегося тотчас принимает в милость, но прежнего не возвращает ему тотчас, а ждет, как подойдет сокрушение и смирение. Если безжалостно кто помучит себя, то скоро возвращает, а если поблажки себе даст, то не скоро. Вот вам программа. Извольте все это иметь в мысли... и трудитесь... Паче в смирении и в вере и предании себя Господу держите себя. И все придет в свой чин.
Можно бы найти основание для оставления, - предпочтение внутреннего делания сему внешнему, - это очень веский резон: ибо внутреннему деланию цены нет, и ему ничто не должно быть предпочитаемо, но ради его оставить лежащие и налагаемые на вас труды можно бы в таком случае, когда бы труды сии мешали ему и разоряли его. А этого сказать нельзя. У вас теплится непрестанно молитва ко Господу. Не мешали же ей образоваться текущие дела? Надо полагать, что не помешают они, если прибавится к ним малая толика. Дела эти только на вид житейские, а в существе они не земного свойства.
Пребывание души с Господом, в чем все существо внутреннего делания, не от нас зависит. Господь посещает душу, она и бывает с Ним, и играет пред Ним, и согревается Им. Как отойдет Господь, душа пустеет и совсем не в ее власти воротить к себе Благого Посетителя душ. Но отходит Господь, пытая душу, а бывает, что отходит, наказывая не за внешние дела, а за что-нибудь душой внутри принятое. Когда отходит Господь, пытая душу, то, когда она закричит, Он скоро ворочается. А когда отходит, наказывая, то - не скоро, пока не сознает душа греха, и не раскается, и не оплачет, и епитимий не понесет. Теперь, если вы оставите дело и тем пойдете против воли Господа, думаете ли, что Он останется с душой вашей? Если это будет грех пред Ним, и Он прогневится, то отойдет и не воротится. И будет, что сделанное во благо внутреннего делания обратится во вред ему, и даже на совершенное его уничтожение.
- Это Божия епитимья!
Благослови вас Господи! Вот и вы вкушаете от общей участи человеческой - в поте лица снедать хлеб свой. Это Божия епитимья! Исполняйте ее по Божьему, как Господом вам определенное дело, и так, чтобы это понравилось Господу, и добре будет, потому что в таком случае дело ваше не будет отдалять мыслей ваших от Господа, а, напротив, к Нему обращать и привлекать. Помоги вам Господи так устроиться. Забвение Господа - самое опасное дело. С этим неразлучно пустомыслие, а в среду пустомыслия всегда прокрадывается и худомыслие. Спаси вас Господи и помилуй!
Не беспрерывно же вы в хлопотах? Все бывают и перемежки. Когда они бывают, не беритесь ни за какое дело, а войдите в себя и постарайтесь стать пред лице Господа! Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан.
Инок Никодим
Господь Бог никогда не творит бессмысленного (неразумного), но когда наказывает человека (наперед зная его будущее) всегда имеет ввиду пользу, которую принесут его промыслительные действия. Так было и с Адамом, изгнанным из Рая (вечной жизни) за непослушание, так случается и с нами, потомками его, когда терпим искушения и скорби.
Епитимия проносит разумному человеку, ищущему Бога (спасения) большую пользу, но только в том случае, когда он действительно желает быть в числе чад Христовых, и, побеждаемый искушениями, пока живет в сем мире (прелюбодейном и грешном), кается и сокрушается о нечестии своем.