ОБВИНЕНИЕ СОВЕСТИ

 

 

Еще не обвинил их Благой, как осудила их собственная их воля, обвинила собственная совесть, низложила собственная гордыня, погубило собственное вожделение. 

Преподобный Ефрем Сирин

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин

----картинка линии разделения----

Еще не обвинил их Благой, как обвинила собственная совесть

Велик был Адам — и стал унижен. Начало его — высокая степень славы, конец его — глубокое уничижение. Начало его — в раю, конец его — во гробе. Он создан прежде Евы, плоть его была совершенна и еще нераздельна. Во образ будущего взята от него кость. Kость сия была Ева, и она вскоре стала виной грехопадений; кость сия вскоре сокрушила эту стену — Адама. Евой утрачена прекрасная и вожделенная слава, Марией возвращена сия слава, погибшая для Адама и Евы. В помощницы Адаму дана была Ева — и послужила ему преткновением; дана была для того, чтобы разделить с ним бремя, но сделала его виновным. Слабейшая поработила его себе, подчиненная низложила, немощная сокрушила его. Из ревности не допустила, чтобы муж вкусил первый; захотела стать выше Адама, занять первую степень, Адаму же предоставить вторую. Поскольку пожелала поработить себе мужа, то Господь обличил ее тайны и сказал ей: Он будет господствовать над тобою (Быт. 3:16). Еще не обвинил их Благой, как осудила их собственная их воля, обвинила собственная совесть, низложила собственная гордыня, погубило собственное вожделение. При всех сокровищах обнищала владычественная свобода, в раю сладостей при мудрости ума обольстилась красивым древом.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Инок Никодим

----картинка линии разделения----

Совесть - беспристрастный обвинитель в неправде

Совесть действительно есть беспристрастный обвинитель в неправде, т.е. во зле. Кто может с этим не согласиться, когда у каждого она есть с рождения и всякий испытывал ее воздействие на себе. Как же это происходит, я живу сам по себе, что хочу совершаю, никого не посвящая в свои планы и поступки, а внутри меня сидит кто то невидимый и еще обвиняет, что сделал что то не так? Чудны дела Твои, Господи! А когда я сплю, частенько вижу разные сны, и вижу так явно, что как бы живу в тех виртуальных событиях, ощущая все на себе, как и в жизни, когда бодрствую. А когда просыпаюсь иногда после яркого сна, ощупываю себя руками: где я? во сне или наяву? И очень радуюсь, что это был просто страшный сон, а не происходило со мной в действительности. Чудны дела Твои, Господи! Кто же жил там, в духовном мире - во сне? я или не я, или кто то еще?

 

 

Но вернемся к нашей совести. Если совесть есть мой обвинитель, она субстанция духовная и не может умереть вместе с телом, когда придет его срок, то значит она будет сопровождать мою бессмертную душу и на том свете. А если она сопровождала меня в земной жизни плотского тела, то знает и помнит все мои поступки, и мысли, и намерения, которые я совершил или хотел когда-либо совершить. Так ведь? Значит на Суде она же и явится главным моим обвинителем в совершенных бессовестных делах и грехах против заповедей Божиих. О, ужас! Не зря ведь Господь предупреждает в Евангелии, называя совесть "соперником" на суде:

Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.