ПУТЕВОДИТЕЛЬ

----картинка линии разделения----

 

Не бес­по­кой­ся, ибо не ос­тавле­но тво­рение на про­из­вол судь­бы и не по сво­ей во­ле дви­жет­ся оно, есть у не­го Пу­тево­дитель, Ко­торый не дрем­лет и не спит, и не за­быва­ет Он ни о ка­кой тва­ри. 

Преподобный Исаак Сирин 

 

 ----картинка линии разделения----

 

Иисус Христос (Спаситель)

Иисус Христос (Спаситель)

----картинка линии разделения----

Я есмь Путь и Истина, и Жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин.14:6,7).

 

 ----картинка линии разделения----

 

Преподобный Исаак Сирин

 Преподобный Исаак Сирин 

----картинка линии разделения----

Не по сво­ей во­ле дви­жет­ся оно (творение), есть у не­го Пу­тево­дитель

Тот, кто бо­ит­ся гре­ха, не бо­ит­ся са­таны. И все, кто жаж­дут да­рова­ния, не бо­ят­ся ис­ку­шений. И тот, кто твер­до ве­ру­ет, что перст Бо­га уп­равля­ет всем тво­рени­ем Его, ни­чем не бы­ва­ет обес­по­ко­ен. Ибо зна­ние ис­ти­ны на­пол­ня­ет сер­дце ми­ром и ук­репля­ет че­лове­ка в ра­дос­ти и уве­рен­ности. Мно­ги и вос­хи­титель­ны со­веты его: они ис­тинны и прос­ве­ща­ют очи. Оно со­вету­ет че­лове­ку, го­воря: "Не бес­по­кой­ся, ибо не ос­тавле­но тво­рение на про­из­вол судь­бы и не по сво­ей во­ле дви­жет­ся оно, есть у не­го Пу­тево­дитель, Ко­торый не дрем­лет и не спит, и не за­быва­ет Он ни о ка­кой тва­ри". Су­ет­ные по­мыс­лы и не­веде­ние по­доб­ным жи­вот­но­му де­ла­ют че­лове­ка, ли­шая его ве­ры, бес­по­коя ум его и на­пол­няя его приз­ра­ками рас­се­ян­ных по­мыс­лов. Ибо от­сутс­твие ве­ры ли­ша­ет че­лове­ка ис­тинно­го зна­ния о Бо­ге и то­го до­верия к Не­му, ко­торое дол­жен он иметь на вся­кое мгно­вение. Во вре­мена этих ис­ку­шений, ког­да так пом­ра­чен че­ловек, он дол­жен пасть на ли­цо свое в мо­лит­ве и не вста­вать до тех пор, по­ка не при­дут к не­му с не­ба си­ла и свет, ко­торый под­держит сер­дце его в не­сом­ненной ве­ре. У То­го, Кто дал жиз­ни дви­жение и ду­ше ды­хание, си­ла не столь ма­ла, что­бы че­ловек не мог ощу­тить ее и нас­ла­дить­ся ею. Да бу­дет пок­ло­ня­ем Тот, Кто пе­реме­нами в Сво­ем дей­ство­вании воз­бужда­ет нас к поз­на­нию Его, так что­бы мы умуд­ри­лись от­но­ситель­но Его и в бла­гопо­луч­ных об­сто­ятель­ствах и в ис­пы­тани­ях. 

Ког­да сок­ро­вен­ный и все­силь­ный перст Бо­жий воз­бу­дит в че­лове­ке то свя­тое по­буж­де­ние к ве­ре, ко­торое вне­зап­но вос­си­ява­ет из­нутри его в то вре­мя, ког­да че­ловек на­ходит­ся в опас­ности, тот­час ка­жет­ся ему, ес­ли мож­но так вы­разить­ся, буд­то ты­сяча во­ору­жен­ных лю­дей ок­ру­жа­ет его и ох­ра­ня­ет его, ибо не­мед­ленно мно­жес­тво сви­детель­ств воз­бужда­ет­ся внут­ри не­го, ко­торые суть див­ные и бла­гие по­мыс­лы: они сви­детель­ству­ют о по­мощи Бо­га че­лове­ку и о том, сколь бли­зок и сколь при­леп­лен он к Не­му ночью и днем, так что нет уже для не­го нуж­ды бо­ять­ся ни че­лове­ка, ни де­монов, ни ди­кого зве­ря, ни прес­мы­ка­юще­гося. Ибо ког­да при­леп­ля­ем­ся мы к Бо­гу креп­кой лю­бовью, все они слу­жат к на­шей поль­зе и ни в чем не вре­дят нам, нап­ро­тив, пре­быва­ют они в пол­ном уми­рот­во­рении в на­шем при­сутс­твии, как слу­жите­ли во­ли Бо­жи­ей. Опять же, ког­да в ре­зуль­та­те не­ко­его неб­ре­жения пом­ра­ча­ет­ся че­ловек и ис­сы­ха­ет в нем этот свя­той свет, тот­час от­бе­га­ют и скры­ва­ют­ся от не­го все эти бла­га. И та­кой че­ловек сно­ва ста­новит­ся бе­зум­ным и ли­шен­ным ра­зума в сво­их по­мыс­лах. И ис­полня­ет­ся на нем ска­зан­ное: Свет очей мо­их - и то­го нет у ме­ня, и: по­вер­гли жизнь мою в яму и заб­ро­сали ме­ня кам­ня­ми.И, мо­жет быть, то свя­тое осе­нение про­мыс­ли­тель­ным об­ра­зом про­из­во­дит это, что­бы не пре­воз­но­сил­ся че­ловек в соз­на­нии сво­ем и что­бы по­нял он, что не ему при­над­ле­жат эти мир и по­кой. Хо­тя по вре­менам по­кида­ет оно его, так что ста­новит­ся он сла­бым и не­мощ­ным, оно за­тем сно­ва под­держи­ва­ет и ук­репля­ет его. Не то, что­бы оно на са­мом де­ле уда­лялось от не­го в та­кие вре­мена, ког­да про­ис­хо­дит с ним эта пе­реме­на, ско­рее, вов­се не уда­ля­ясь от не­го, оно слов­но удер­жи­ва­ет се­бя, не поз­во­ляя про­будить­ся этим свя­тым дви­жени­ям вспо­може­ния и уте­шения. И тот­час ос­ла­бева­ет ду­ша и стра­да­ет. Но по­том сно­ва яв­ля­ет оно се­бя ду­ше сок­ро­вен­ным об­ра­зом, и она при­об­ре­та­ет си­лу, ра­ду­ет­ся и ук­репля­ет­ся. 

Та­кими пе­реме­нами бы­ва­ет на­уча­ема бла­жен­ная ду­ша, ве­домая бо­жес­твен­ным про­мыш­ле­ни­ем. Эти из­ме­нения про­ис­хо­дят в че­лове­ке для то­го, что­бы пос­то­ян­но пре­бывал он в сми­рении. Та­ким вот об­ра­зом во все вре­мена и на всех эта­пах под­вижни­чес­кой жиз­ни по­мощь и не­мощь по­оче­ред­но при­сутс­тву­ют в че­лове­ке. Бы­ва­ет, что воз­дви­га­ют­ся в нем бу­ри про­тив це­ломуд­рия, бы­ва­ет, что сме­ня­ют­ся сос­то­яния ра­дос­ти и уны­ния. По вре­менам бы­ва­ют у че­лове­ка све­тонос­ные и ра­дос­тные сос­то­яния, но вдруг опять по­яв­ля­ют­ся ту­ча и мрак. Иног­да неч­то от­кры­ва­ет­ся ему в та­инс­твен­ных и бо­жес­твен­ных проз­ре­ни­ях в ис­ти­ну. Та­кие же пе­реме­ны пе­режи­ва­ет че­ловек, ко­торый пре­быва­ет в слу­жении Бо­гу. Иног­да ощу­ща­ет он по­мощь от бо­жес­твен­ной си­лы, ко­торая вне­зап­но по­яв­ля­ет­ся в уме, иног­да же ис­пы­тыва­ет он про­тиво­полож­ное ощу­щение, цель ко­торо­го - в том, что­бы осоз­нал че­ловек не­мощ­ность ес­тес­тва сво­его, и сколь сла­бо оно, не­мощ­но, не­разум­но и мла­ден­чес­твен­но, и вмес­те с тем, сколь мол­ни­енос­но под­ни­ма­ет­ся оно в зна­нии и ощу­щении сво­ем на слав­ные и чуд­ные вы­соты. Та­ковы де­ла Бо­га, и та­ковы вспо­мощес­тво­вания, упот­ребля­емые во­лей Его по от­но­шению к че­лове­чес­тву. Но мо­жет слу­чить­ся, что, ког­да при­леп­ля­ем­ся мы к ка­кому-ли­бо гре­ху в соз­на­нии на­шем или в де­лах на­ших, Он даст ука­зания от­но­ситель­но нас од­но­му из этих Сво­их ис­тя­зате­лей, о ко­торых го­вори­лось вы­ше: тех, ко­торые, по­ка мы дви­гались пра­виль­ным пу­тем и по­ка во­ля на­ша бы­ла пол­ностью нап­равле­на к доб­ро­дете­ли, слу­жили нам на поль­зу, - и они су­рово на­кажут нас, что­бы тем или иным об­ра­зом не от­да­лились мы от Бо­га. 

 

 ----картинка линии разделения----

 

  Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст

----картинка линии разделения----

Крест — путеводитель слепых

Крест — надежда христиан, крест — восстание мертвых, крест — путеводитель слепых, крест — надежда потерявших надежду, крест — путь заблудившихся, крест — мститель за обижаемых, крест — посох хромых, крест — утешение бедных, крест — удило для богатых, крест низложение горделивых, крест — покаяние распутных, крест — трофей против демонов, крест — победа над диаволом, крест — учитель детей, крест — изобилие для недостаточных, крест — кормчий плавающих, крест — гавань обуреваемых, крест — стена для тех, на кого нападают неприятели, крест — отец сирот, крест — защитник вдов, крест — судья неправедных, крест — столп праведных, крест — успокоение страдающих, крест — страж детей, крест — глава мужей, крест — конец старцев, крест — свет сидящим во тьме, крест — великолепие царей, крест — человеколюбие варваров, крест — свобода рабов, крест — мудрость необразованных, крест — закон беззаконных, крест — проповедь пророков, крест — возвещение апостолов, крест — похвала мучеников, крест — подвижничество монахов, крест — целомудрие дев, крест — радость иереев, крест — основание Церкви, крест — безопасность вселенной, крест — низложение <языческих> храмов, крест — ниспровержение <языческих> алтарей, крест — удаление тука жертвоприношений, крест — соблазн иудеев, крест — погибель нечестивых, крест — сила бессильных, крест — врач болящих, крест — очищение прокаженных, крест — укрепление расслабленных, крест — хлеб алчущих, крест — источник жаждущих, крест — одежда нагих... говорю не о телесной, а о наготе веры. Когда ты, уверовавши, будешь крещен, тогда назовешься облеченным.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Святитель Феофан Затворник

 Святитель Феофан Затворник

----картинка линии разделения----

(Перевод рукописного греческого Патерика из обители святого Саввы Освященного)

Для всех добродетелей образец… Путеводитель есть Сам Христос

Вечно Сущее у Бога Бог Слово, по великой благости премудро сотворивший мир из ничего, простер небо над всем видимым и на нем утвердил светила, чтобы освещали всю тварь и людям споспешествовали в делах их. Сей же Единородный Сын и Слово Отчее, в последние лета, нашего ради спасения родившийся чрез Духа Святого от Марии Девы и чрез вочеловечение ставший во всем подобен нам, кроме греха, устроил для нас другое небо, невидимое, несравненно краснейшее сего видимого. Ибо сие видимое небо, будучи само чувственно, и служит преимущественно целям чувственным, а то, невидимое, как духовное, дух возводит к Богу. Видимое небо имеет и движущиеся, и неподвижные звезды, как говорят упражняющиеся в том, а у того невидимого все неподвижны, присносветлы и неизменны. Сие как свиток свиется, по Божественному определению, и находящиеся на нем звезды падут, как листья в последний день, а то не только удержит тогда на себе свои звезды, но еще явит их светлейшими паче солнца.

Один из сонмов сей чистой и живоносной тверди Божественный сонм уязвленных Божественною любовью подвижников, о коих предлежит нам слово, благодушно и вышеестественно совершив всякий вид добродетелей, теперь и на небесах светлеется невечерним светом и живущих на земле людей непрестанно световодит тайноводственно. Светила и учители Церкви, описав в наше назидание их деяния, поучения и правила жизни, показали, таким образом, Божественный рай, питающий всякими красотами добродетелей души тех, кои с верою прочитывают их. И какая добродетель не возращена в сем Божественном раю Христом, истинным Богом нашим? Здесь видим и блаженное безмолвие, и строгое во всем воздержание с целомудрием, и окрыляющую нестяжательность. Там видим примерное терпение и мужество, тайное доброделание, ведомое Единому Богу, спасительное неосуждение, светлую рассудительность, трезвенную и непрестанную молитву, благосердое странноприимство, христоподражательное терпение, высокое смиренномудрие, дары чудотворений и образцы всякого добродетельного жития.

Для всех сих добродетелей образец, правило, путеводитель и наставник есть Сам Христос, истинный Бог наш.

 

----картинка линии разделения----