СИСОЙ ВЕЛИКИЙ
Авва Иосиф спросил авву Сисоя: в какое пространство времени человек может искоренить свои страсти? Старец сказал: ты хочешь знать о времени (о годах)? Да, отвечал Иосиф. Старец сказал ему: в то время, в которое восстанет какая-либо страсть, искореняй ее.
Брат спросил авву Сисоя: как мне проводить жизнь? как спастись? как угодить Богу? Старец отвечал: если хочешь угодить Богу, то исступи из мира, отделись от земли, оставь тварь, приступи к Творцу, совокупи себя с Богом молитвою и плачем, и обретешь покой в этом и в будущем веке.
Брат спросил у аввы Сисоя, как ему жить? Старец отвечал: то, чего ты ищешь, обретается строжайшим безмолвием и смирением.
Брат спросил авву Сисоя: что приводит к смиренномудрию? Старец сказал ему: когда кто будет подвизаться, чтоб признавать каждого человека лучшим себя: то этим доставится ему смиренномудрие.
Поведал один из старцев: просил я авву Сисоя сказать мне назидательное слово, он сказал мне: монах мнением о себе должен быть ниже идолов. Я возвратился в хижину мою, и, не поняв, чтоб значило быть ниже идолов, по прошествии года опять пришел к старцу и сказал ему: что значит быть ниже идолов? Старец сказал мне: Писание говорит о идолах, что уста имут, и не глаголют; очи имут, и не видят; уши имут, и не слышат (Пс. 134:16-17): таким должен быть и инок. Идолы суть мерзость: и монах да думает о себе, что он мерзость.
Авва Аммон сказал авве Сисою: когда читают книги, хочу замечать мудрые изречения, чтоб иметь их в памяти на случай нужды. Старец отвечал ему: это не нужно! нужно стяжать чистоту ума и говорить из этой чистоты, возложившись на Бога.
По книге «Сочинения святителя Игнатия Брянчанинова. Том 6. Отечник»
Святитель Дмитрий Ростовский
Житие преподобного отца нашего Сисоя Великого
Память 6 июля
Из млада возлюбив Бога, преподобный Сисой взял на себя иго креста и с усердием последовал за Христом, подвизаясь в пустынях египетских подвигами поста, он проводил жизнь равноангельскую, – смирением и молитвою побеждая полчища невидимых врагов. Местом его подвигов была пустынная гора, в которой подвизался преподобный Антоний Великий, и сам блаженный Сисой был подражателем жития Антониева. За свое смиренномудрие он получил такую благодать от Бога, что даже воскрешал мертвых, как явствует из Патерика, где о святом Сисое сообщается следующее.
Некий мирянин отправился к авве Сисою на Антониеву гору за благословением, взяв с собою сына, малолетнего отрока. Случилось, что в дороге разболевшись, сей отрок умер, но его отец не смутился и с верою понес мертвеца к старцу. Войдя в келию преподобного, он упал к ногам его, положив у ног преподобного и своего умершего сына, как будто тот испрашивал у него благословения и молитвы. После того, как старец совершил молитву и преподал благословение, мирянин вышел вон, оставив ребенка лежащего мертвым у ног старца. Старец не заметил, что ребенок мертв и, предположив, что он ждет благословения, сказал ему:
– Встань, дитя, и уходи отсюда.
И мертвец немедленно воскрес и пошел вслед за отцом.
Тогда человек тот, увидав своего сына живым, возвратился с ним к старцу и, поклонившись, воздал ему благодарность. Старец, уразумев, что воскресил мертвого, весьма опечалился, ибо он не желал иметь славы чудотворца, и запретил тому человеку рассказывать о случившемся до самой его кончины.
Сего богодухновенного отца братия некогда спросили:
– Если брат впадет в грех, довольно ли ему для покаяния одного года?
– Жестоко слово сие, – отвечал на сей вопрос старец.
Тогда братия сказали:
– Итак, согрешившему подобает каяться только шесть месяцев?
– Много, – отвечал старец.
– Может быть, – снова спросили братия, – для его покаяния достаточно сорока дней?
– Много, – снова ответил старец.
Потом он сказал:
– Я верую в милосердие Человеколюбца Бога, и если человек покается всею душою, то Бог примет его покаяние в течение трех дней.
Один брат снова спросил старца, говоря:
– Как поступить мне, отче, так как я впал в грех?
– Исправься, чадо, – отвечал старец, – и спасешься.
– Но я, по исправлении, снова пал, – отвечал брат.
– Снова исправься, – сказал старец.
– До каких же пор, – спросил брат, – будет продолжаться мое падение и восстание?
– Пока не наступит твой конец и застанет тебя или в добре, или во зле, поэтому должно всегда пребывать в исправлении, дабы в нем же и кончина застигла.
Был у сего преподобного отца ученик Аполлос. По силе вражьего коварства в числе прочих пожеланий и искушений у него явилось желание священнического сана. В сновидениях ему являлись бесы в образе святителей, хиротонисавшие его во епископа. Пробудившись от сна, он начал упрашивать старца, дабы тот приказал идти ему в город к архиерею принять рукоположение в священника. Но старец воспрещал ему сие и, поучая его, вразумлял не искать сана выше своего достоинства. Огорчившись постоянным поучением и наставлением старца, Аполлос тайно бежал от него и удалился к родственникам в Александрию, дабы при содействии последних скорее получить пресвитерский сан.
Когда Аполлос шел по дороге, встретился ему в образе неизмеримо высокого человека бес. Он был наг и черен, с отвратительным лицом, с толстыми губами и железными ногтями. Имея звериное подобие, он в то же время был похож и на мужчину и на женщину. Распространяя смрад, бес являл пред глазами Аполлоса такое бесстыдство, что сего невозможно даже передать на письме. Кинувшись Аполлосу не шею, бес обнимал его руками и часто целовал. Аполлос ограждал себя крестным знамением и вырывался из рук его. Но бес говорил ему:
– Зачем ты убегаешь от меня? Знай, что ты мой, и люблю я тебя, ибо ты исполняешь мои желания. Я потому-то и пришел к тебе, дабы сопровождать тебя, до тех пор, пока не доведу до конца всех твоих желаний.
Будучи не в состоянии переносить его смрад и бесстыдство, Аполлос возвел очи на небо и громким голосом возопил:
- – Боже, молитвами отца моего Сисоя, помоги мне и избавь меня от сей напасти!
И вот бес, отступивши от него на небольшое расстояние, преобразился в красивую нагую женщину и сказал ему:
– Подойди и удовлетвори твоему желанию, потому что ты много успокаивал меня твоими помыслами в своем сердце.
– Я хотел сделать тебя, – сказал потом бес, – священником и епископом, но молитвы Сисоя, сластолюбивого старца, отгоняют меня от тебя.
С сими словами бес стал невидим.
Объятый сильным страхом, Аполлос возвратился к старцу и, припавши к его ногам, исповедал пред ним всё происшедшее и просил прощения. Он рассказал также и братии, какие страдания претерпел он от обольщения диавольского и как помогли ему молитвы преподобного отца Сисоя.
Поистине молитва его была сильна для отгнания бесов. Они и от другого ученика старца Сисоя, по имени Авраама, отогнала мучившего его нечистого духа. Все злые духи бежали от него, не смея приблизиться к храброму и непобедимому воину Христову.
Преподобный Сисой прожил в пустыне шестьдесят лет. Когда он уже был при смерти (причем в это время у него находились братия), просветилось лицо его, как свет, и он сказал братии:
– Вот, пришел авва Антоний.
Затем, немного помолчав, он снова сказал:
– Вот, пришел лик пророков.
И снова он просиял еще более и сказал:
-– Вот, пришел лик Апостолов.
И вдвойне просияло лицо его, и он беседовал с невидимыми лицами.
Братия упрашивали его, говоря:
– Отче, скажи нам: с кем ты ведешь беседу?
И он сказал им:
– Это ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, дабы они оставили меня на короткое время, чтобы я мог покаяться.
– Тебе нет нужды в покаянии, отче, – сказали ему братия.
На сие старец ответил:
– Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего.
Но все братия знали, что он совершен в добродетелях. После сего он снова просиял еще сильнее, и лицо его стало как солнце, и все убоялись сего. Тогда старец сказал:
– Вот, приходит Господь, взирайте все. Он говорит: принесите Мне избранный сосуд из пустыни!
С сими словами преподобный предал дух свой Господу. В сей момент появилась молния и храмина наполнилась благоуханием.
Закончив такою блаженною кончиною временную жизнь свою, преподобный Сисой переселился в жизнь бесконечную. И ныне он водворяется со Христом и наслаждается Его лицезрением вместе с теми ликами святых, коих он видел при своей кончине.
По молитвам преподобного отца нашего Сисоя, да сподобимся и мы сей радости благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава во веки. Аминь.
Примечания:
- Кончина преподобного Сисоя Великого последовала около 429 г.