СМИРЕННОУМИЕ

----картинка линии разделения----

 

Смиренноумие - это таинственная божественная сила, которая дается благодатью Святого Духа святым, и только тем, кто совершенен в добродетелях. 

Преподобный Иустин (Попович)

 

----картинка линии разделения----

 

Преподобный Иустин (Попович)

Преподобный Иустин (Попович)

----картинка линии разделения----

Смиренноумие

Вера имеет свой образ мышления, ибо имеет свой образ жизни. Христианин не только живет верой (2Кор.5:7), но и мыслит верой. Вера предоставляет новую категорию мышления, через которую выявляется вся гносеологическая деятельность верующего человека. Эта новая категория есть смиренномыслие. В безграничной реальности веры ум смиряется перед неизреченными тайнами новой жизни в Духе Святом. Гордыня ума уступает место смирению, гордоумие - смиренноумию. Каждую мысль свою подвижник веры ограждает смирением, и тем самым обеспечивает себе познание вечной Истины.

Черпая силу в молитве, смиренноумие возрастает так, что ему нет предела. Святой Исаак учит, что молитва и смиренноумие всегда находятся в действительной соотносимости: укрепляется молитва - укрепляется смиренноумие, и наоборот. Смирение является силой, которая собирает сердце и не дает ему расточить себя в гордые мысли и похотливые желания. Ее удерживает и поддерживает Дух Святой, и она приближает не только человека к Богу, но и Бога к человеку. Более того, смиренноумие является причиной воплощения Сына Божия, этого наиближайшего соединения Бога с человеком: "Смиренноумие делает Бога человеком на земле". Смиренноумие - это "украшение Божества, ибо Логос, воплотившись, облекся в него, и говорил нам при помощи его в теле нашем".

 

 

Смирение - это таинственная божественная сила, которая дается только святым, только тем, кто совершенен в добродетелях и дается благодатью. Она "содержит в себе все". Благодатью Святого Духа "открываются тайны смиренноумным", потому они совершенны в мудрости. "Смиренноумный человек есть источник тайн нового века".

Смиренноумие и здравоумие "готовят в душе залог Святой Троицы".

Здравоумие является следствием смиренноумия; смиренностью ум исцеляется, оздоравливается. "Смиренноумию сопутствует кротость и собранность в себе, то есть здравоумие чувств". "Смиренноумие украшает душу здравоумием".

Обращенный к миру, смиренноумный человек всю личность свою выражает через смирение. В этом он подражает воплощенному Богу. "Как душа непознаваема и невидима для телесных очей, так и смиренноумный человек не узнается среди людей". И он желает не только не бросаться людям в глаза, но и, если возможно, полностью погрузиться внутрь себя и стать как бы несуществующим в мире, не пришедшим еще в бытие, вовсе незнаемым даже самой душе своей". Смиренноумный человек уничижает себя перед всеми людьми, но зато его Бог прославляет, "ибо, где процветает смирение, там источник славы Божией", там бутон души расцветает неувядаемым цветением.

 

 ----картинка линии разделения----

 

Инок Никодим

----картинка линии разделения----

Смиренноумие - это Божественная ограда смиренного человека, не позволяющего врагу рода человеческого дьяволу завладеть своим умом, и не дать ему власти страстными приражениями склонить к совершению греха мысленно или явно.

Смиренноумный человек всегда старается держать свой ум в памяти Божией, а это значит в непрестанной молитве, чтении или слушании Слова Божия в Святых Писаниях, и безусловному подчинению своей жизни святым заповедям Христа и Евангелия.

 

 

Смиренноумный всегда пребывает в постоянном посте и бдении по ночам, не давая расслабиться плотскому телу и в малом, чтобы чрез его природную страстность не дать послабления в излишнем, и не стать добычей лукавого зверя.

Смиренноумием может обладать только тот человек, который всецело посвятил себя Богу, потому что, в таком случае, не он уже действует по своему разумению, но вселившаяся в него Благодать Божия, которая ни на секунду не оставляет своего подвижника и даже когда он спит, молится за него, оберегая ум от вражьих приражений, и посвящая его Богу.

 

----картинка линии разделения----